Учитель школы им. М. Горького Александр Дмитриевич Некрасов — человек особенный. Когда он ушёл из жизни, я поняла, что его место никем не может быть занято, потому что таких людей больше нет. Был этот человек единственным в своём роде, замечательным, то есть всеми замеченный, во всех душах оставивший след. Видимо, когда-то всем сердцем воспринял он страстные слова великого поэта: «Сейте разумное, доброе, вечное…» — и на свою долгую и нелёгкую жизнь сделал их своим девизом, своим кредо. А жизнь его, и правда, как у большинства его сверстников, была очень и очень нелёгкой, полной трагических событий, крутых переломов. Но он сумел всё выдержать, не потерять себя, остаться Человеком и Учителем.
Некрасов Александр Дмитриевич родился в 1923 году в деревне Дьяковка Вяземского района. В 1930 году его семья переехала в Вязьму. Четыре класса начальной школы он окончил в этом городе, затем вместе с родителями переехал в Смоленск, где окончил двадцать седьмую среднюю школу.
22 июня 1941 года был выпускной бал. Молодые люди веселы, полны надежд. Они танцуют, строят планы на будущее, идут встречать рассвет на Днепр. И вдруг — война!
23 июня 1941 года Саша Некрасов уходит на фронт. Воевал на Крымском фронте, был в Сталинграде, участвовал в боях за Донбасс, Крым, освобождал от фашистов Севастополь, Западную Украину, Чехословакию, Польшу. Войну закончил в Праге.
Скупые строки военной хроники. А что за ними? А за ними 4 года тяжёлых испытаний, экстремальных условий, гибель друзей. Всё испытал, всё с честью вынес Александр Дмитриевич. Он награждён медалями «За отвагу», «За освобождение Сталинграда», «За освобождение Праги». Эти названия говорят сами за себя.
Но как бы тяжело ему не приходилось, он не изменил своей мечте, своему выбору, своему девизу. И после войны, в 1945 году Александр Дмитриевич поступил в Смоленский государственный педагогический институт. Окончил его в 1949 году. После окончания института его назначили директором средней школы в селе Боголюбово Батуринского района. Он преподавал Конституцию СССР, логику и психологию, а затем — историю и обществознание. Он чудесно рисовал, хорошо пел. При его активном содействии в школе была организована художественная самодеятельность, работали кружки: драматический, танцевальный, хоровой. Александр Дмитриевич был и сам активным участником самодеятельности. Он сам горел и зажигал других.
Всё, что мог, молодой директор делал для школы, для учеников. В те времена электричества в селе не было, а Александр Дмитриевич раздобыл для школы электродвижок. Это казалось чудом! Во всём Боголюбове мрак, а в школе — светло. И опять: механиком, электриком долгое время был сам директор. Бывали случаи, когда движок глох, не заводился, тогда Некрасов надевал рабочий костюм, брал инструмент и ремонтировал его.
Жизнь никогда не давала ему поблажек. Но он не умел сгибаться, ни под её ударами, ни перед сильными мира сего. И когда в середине 50-х годов у него возник конфликт с одним из руководителей района, Александр Дмитриевич предпочёл остаться верным своим моральным принципам, хотя ему пришлось не только оставить пост директора школы, но и вообще уехать из района.
Вернулся он в нашу школу только в 1970 году — учителем истории. И вместе с ним вернулась в школу любовь к этому предмету, прошлому, уважение к знаниям, которыми обладал этот Человек и Учитель и которыми щедро делился со своими учениками.
В 1975 году, когда было построено новое здание школы, Александр Дмитриевич на холсте размером 2х2 метра нарисовал портрет великого писателя Максима Горького. Он долгое время висел на самом видном месте в школе. Затем Александр Дмитриевич опять помог школе — разрисовал рекреацию начальной школы сказочными сюжетами. Это было настоящим подарком детям в новом учебном году.
Уже будучи человеком преклонных лет, он оставался всё таким же деятельным, душа его горела тем же ровным огнём любви к людям, желанием что-то сделать для их блага. И даже выйдя на заслуженный отдых, заслуженный годами бескорыстного, честного, благородного труда, он делал всё для того, чтобы быть полезным людям. Он работал в совете ветеранов, выступал с лекциями перед населением, принимал участие в художественной самодеятельности, а главное — был постоянным советчиком и помощником молодым педагогам и палочкой-выручалочкой для учителей.
До сих пор тысячи людей вспоминают его с глубокой благодарностью.
Валентина Козлова, учитель школы имени М.Горького