От рождения и до кончины

О чём рассказал музейный экспонат

В нашем Доме культуры есть музей, куда мы часто ходим с классом. В одной из экспозиций я увидела красивые полотенца. Они были очень красиво вышиты красными и черными нитями. Я вспомнила, что такое видела у своей бабушки Галины Петровны Киселёвой.

Я отправилась к ней и попросила показать мне их. Бабушка рассказала мне, что это наша семейная реликвия. Рушник, которому много лет, вышит моей прабабушкой к своей свадьбе.

Для того, чтобы иметь вышитый рушник, надо было приложить много усилий и труда. В первую очередь — это прядение нитей и изготовление полотна. Рушник был святой вещью, и к нему относились с большим уважением.

Обычно начинали вышивать после Покрова дня (14 октября), когда все работы в поле были завершены, женщины и девушки могли спокойно заняться своим рукоделием. Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один раппорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов. Мы измерили наши рушники. Это правило подтвердилось — ширина 35смх7=2м45 см.

Начиная от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал всю жизнь, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода. При рождении ребёнка ранее использовали рушник РОДИЛЬНЫЙ — на него повитуха принимала дитя. На крестины также вышивали рушники.

КРЕСТИЛЬНЫЙ рушник — это тот, на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета.

ПОМИНАЛЬНЫЕ рушники на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно — считалось, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю.

Вспоминая известную присказку «скатертью дорога!», нельзя не вспомнить о ПОДОРОЖНЫХ рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

ПАСХАЛЬНЫЕ рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом — на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес), вышиваются символы яйца.

СВАДЕБНЫХ рушников насчитывается несколько видов. В знак согласия родителей и невесты на брак семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник.

ПОСЫЛЬНЫЙ рушник — знак того, что можно ехать за невестой, начинать свадьбу. Вышивали такой рушник красным и никогда не вплетали в вышивку чёрный цвет. Традиционные мотивы для вышивки посыльного рушника — птицы, символизирующие вести.

Отдельно ткали и вышивали рушник «РОДИТЕЛЬСКИЙ» или «БЛАГОСЛОВЕННЫЙ», на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители.

ДРУЖНЫЕ рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).

Самый главный свадебный рушник сейчас носит название «ВЕНЧАЛЬНЫЙ». На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби). Они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви.

Самую дорогую семейную святыню — икону — разрешалось выносить из дома (в контексте ряда традиционных обрядов), — только покрыв рушником. Рушник, максимально наполненный красными узорами орнаментов, использовали народные целители.

Директор Канютинского дома культуры Нина Николаевна Кузнецова рассказала и показала мне рушники, которые хранятся в музее ДК. Рассматривая экспозицию, мы убедились, что рушник служил и украшением. Их можно было увидеть на иконах, зеркалах, портретах.

Рушники вышивают сегодня из покупного льна или другого материала. А бабушки использовали льняную ткань для рушника — самотканую. Дома вечерами на станке (который был практически в каждой семье) они ткали ткань для белья, одежды и для рушников.

Льняная ткань очень хорошая. А как мы знаем, лён был гордостью Смоленской области. Ткань — экологически чистая, очень прочная. Еще она является природным антисептиком, так как лен убивает микробы и бактерии. И если использовать для раны льняную повязку, то рана заживет быстрее.

Такие рушники раздавали своим детям в качестве оберега. Если в семье кто-то простудился, то обязательно нужно умыться и обтереть лицо рушником из настоящей льняной ткани. Можно укрыть подушку и поспать на рушнике всю ночь. Льняная ткань восстанавливает силы организма.

Нина Николаевна сказала, что наука уже давно объяснила это значение льна для организма человека. Доказано учеными, что если спать на льняных простынях и носить льняную одежду, то будет более крепкий иммунитет. В организме повышается уровень иммуноглобулина. Издревле существует традиция принимать новорожденного именно на льняное полотно — в этом залог будущего здоровья младенца.

Также Нина Николаевна заметила, что в каждом доме был Святой угол, где помещались иконы, украшенные специальными рушниками, божником. Такие рушники можно увидеть и в нашей церкви Георгия Победоносца.

Я отправилась в местную церковь. Служительница Людмила Михайловна Курилова пояснила мне значение и применение рушников в церкви.

Маленький рушник, которым украшали одну икону, назывался божник или наобразник, еще его называли покутным, так как большинство икон ставили на покутье (покут — укромное местечко, кут, а также красный угол в избе). Были и большие божники, набожники, наобразники, которые вешали над божницей, т.е. над иконами, концы их спускались вниз. Иногда длина такого рушника достигала 7 метров, они изготавливались в виде длинных домотканых холстов с вышивкой вдоль одной стороны или на углах и на концах. Таким рушником иконы прикрывались с боков и сверху, но лики оставались открытыми.

Во время больших праздников: на Пасху, Рождество, свадьбу, храмовый праздник — иконы украшали богато декорированными праздничными рушниками, в пост — постовыми — белыми без вышивки и украшений, или с узором, вышитым только по краям. Пасхальные рушники использовались для хлебов, куличей и походили на хлебосольные рушники, но на пасхальных вышивались начальные буквы ХВ (Христос воскрес) и узоры в виде яиц.

Рушники я нашла и у Екатерины Козловой, жительницы деревни Канютино. Вот что она мне рассказала: «Рушник — необходимый предмет в доме с древних времен. Рушник изо льна применялся как украшение дома — дверных проемов, украшение стен, красного угла, так и для обрядов. Лен — традиционный материал для рушника.

Рушников в нашей семье достаточно много. Они все вышиты моими бабушками, мамой и мною. Я использую их и сейчас. Например, для иконы — божник. Он и украшение для иконы, и сила, потому что перед началом вышивки произносили молитвы.

Еще рушник, который моя мама передала мне в день свадьбы. Он как символ соединения моей семьи и как символ пути, жизненной дороги.

Есть рушники, которые раньше использовались как полотенце. Сейчас просто храню их как память».

Традиция использовать рушники уходит, а если и есть, то очень мало людей, которые сами вышивают с душой. Рушники всегда белого цвета, как символ чистоты, добра. Мои бабушки сами вышивали рушники в качестве приданого. Их было много, чтобы одарить всю родню будущего мужа.

Вышивали тот узор, который нравился самой вышивальщице. Бабушка рассказывала, что если не могли сами придумать узор для вышивки, то брали у подруги понравившийся рушник и вышивали по образцу. А еще вязали крючком бахрому, накрахмаливали ее, от этого рушник казался еще более «нарядным».

Наш рушник настоящий, из настоящего самотканого льна, вышитый предками с душой и заботой, является нашей семейной реликвией.

Кроме этого, я поняла, что есть такие вещи, которые дороги для семьи, представляют не только материальную ценность, но и духовную. Изучая историю старинных вещей, можно узнать много интересного о жизни не только семьи, но и страны. Это наша история, культура нашего Смоленского края.

Анна МИХЕЕВА

Вам также может понравиться...