Есть у каждого в жизни стезя

«Я ощущаю себя счастливой, — говорит Любовь Анатольевна Ланцова. — Меня всегда окружали добрые интересные люди. У меня хорошая семья, дети, внуки, замечательные сестры, которые никогда не оставляли меня в трудную минуту, племянницы. Самая большая печаль, что родителей нет, как и любимого братика».

Ланцова всегда мне представлялась   цельным, принципиальным  человеком, даже педантичным. А за всей этой основательностью скрывается ранимый, душевный человек.

Начало начал

Она родилась на Новгородчине, в большой дружной семье, в которой  было принято родниться  «до седьмого колена». И  эта давнишняя традиция, берущая свое начало от дедов-прадедов,  и до сих выручает  в трудную минуту, поддерживая в этом мире: «Ты не одинок, а за тобой опора, которую нельзя разбить».  Еще «жив» ее родительский дом, который ждет с нетерпением ежегодных встреч, когда «из городов и весей» соберутся родичи,  вновь в нем зазвучат голоса и оживут воспоминания. А потом вновь засыпает — до следующих встреч.

— Школьная жизнь была очень насыщенной.  Класс дружный. Спорт, учеба. Вместе собирали макулатуру, металлолом, золу. И все с песней. Студенчество вообще особый период жизни. Когда мы едем на родину, обязательно заезжаем в Великие Луки  побродить по местам нашей юности. Наша группа агрономического отделения Великолукского сельскохозяйственного института была особенной, до сих пор эта дружба поддерживается.  Студенчество — это первая любовь, которая стала главной в моей жизни и продолжается до сих пор. С Валентином Кузьмичом мы учились  в одной группе. Поженились после третьего курса и с тех пор мы не расстаемся.  Он же был стипендиатом колхоза имени Кирова, поэтому и приехали на его родину. До этого побывали на практике в колхозе. Жили в Василеве, где  приняли меня хорошо не только в колхозе, но и вся ланцовская родня.

Вот с той полугодовой практики, несмотря на то что пришлось менять места работы, ее жизнь тесно связана с колхозом имени Кирова.

Первое  место работы Ланцовой — управление сельского хозяйства, которое возглавлял Василий Степанович Ладченко.

— Коллектив был замечательный. Когда он сплачивается? Когда есть общее дело. Мы, молодые, чему-то учились у старших, впитывали их опыт. Но думаю, что и старшим по возрасту было с нами интересно работать. Петр Иванович Голубев, Евгений Иванович Антонов, Нелли Петровна Добровольская, Ирина Васильевна Драпей,  Нина Федоровна Сыроварова, Николай Захарович Журавлев, Миша Юдин, Иван Антонович Антонов, Николай Васильевич Фомин,  главный бухгалтер Михаил Нилович — каждый из них прекрасный специалист и состоявшаяся личность.

Колхозные будни и праздники

Но хотелось попробовать себя в ином качестве, проявить себя на ином поприще. И она «нашла» себя в профсоюзной работе, хотя, по-сути,  всю колхозную часть жизни отработала в качестве инженера по технике безопасности.

— В то время начался массовый прием колхозников в члены профсоюза. Прежде членами могли быть специалисты, механизаторы и водители и всё. Доярки, телятницы, обслуживающий персонал, полеводы и так далее в профсоюз не принимались. И лишь к концу семидесятых годов положение стало меняться.  Я даже окончила специальные профсоюзные курсы. И эта работа мне  оказалась по душе. Ведь у профсоюзов тогда было много функций и направлений работы. Это и лечебное, санаторно-курортное, и защита прав колхозников. Ведь колхоз — это не государственное предприятие, какие — то статьи устава шли вразрез с общим трудовым законодательством, КЗОТом, естественно возникали споры, которые нужно было решать.

Мало ведь кто сейчас помнит, что в колхозе имени Кирова была своя детская спортивная школа, первыми преподавателями которой стали Сергей Мандик и Сергей Боченков. Ее финансировал централизованный фонд колхозников. Государственное страхование, выплаты по больничным шли только специалистам, механизаторам и водителям. Всем остальным — централизованный  колхозный фонд. За счет этих средств мы и содержали спортивную школу. У наших юных хоккеистов были даже полные комплекты спортивной формы. Ее помог нам приобрести Смоленский обком профсоюзов, который тогда возглавляла Агриппина Ивановна Лейкина, с которой мы сдружились.

Если вспомнить то время, то окажется, что наши  кировские колхозники больше других пользовались санаторно-курортным лечением, чаще других ездили в заграничные поездки, побывав на Кубе, в Германии, Польше, Югославии, Венгрии, Болгарии.

Тогдашний председатель колхоза Михаил Иванович Ершов много мне дал, хотя и работать с ним не всегда было легко, были и споры, и  несостыковки.

Коллектив в колхозе был сложившийся. Всех колхозников я знала по именам. В пожилых людях была какая-то душевность, этого сейчас так не хватает в людях. Доброта неимоверная. И для таких людей хотелось работать. Мы готовили праздники, чествовали лучших людей, устраивали проводы на пенсию. Очень нравилась передача, которую тогда вела Валентина Леонтьева «От всей души». Вот нечто подобное мы и стали делать в колхозе. Было очень много трогательных моментов, которые до сих пор не забываются.

У нас сложилась традиция коллективной встречи Нового года. Начинали праздновать в десять вечера и до шести утра. Специалисты колхоза имени Кирова — Анна Дмитриевна Яковлева, Валентина Михайловна Горбачева, Валентина Владимировна Грекова, Галина Павловна Шушукина, Полина Ивановна Гуляева — костяк, на который всегда можно было опереться. А еще ведь были детские праздники, утренники для ребятишек разного возраста.

Валентина Михайловна Горбачева была у нас Снежной Бабой, Анна Ивановна Тербушева — душа-человек,  обязательно готовила новогодний костюм. Она ведь постарше всех нас, жила в Некрасове. Но в ней была настоящая «живинка». И таких людей в коллективе было множество.

В 1989 году колхоз торжественно отметил 60-летие своего создания. По этому случаю состоялся грандиозный праздник — с парадом техники, для которого перекрыли даже центральные улицы поселка, с чествованием лучших колхозников, с подарками. И если вспомнить, что начинались времена тотального дефицита, то за ними пришлось ездить в Москву.

Любовь Анатольевна рассказывает, что до сих пор хранит все сценарии колхозных праздников. В них много наивного, сиюмоментного, но в них хватает и искренности, и «запаха времени».

В какой-то степени колхоз имени Кирова был зачинателем многих начинаний. Для колхозников создавались хорошие условия, строилось жилье, причем газифицированное. Были условия для занятий спортом, творчеством. Здесь существовал даже свой колхозный хор, которым руководила Евдокия Сергеевна Шишова. И в создание  которого внесла свою немалую лепту и Любовь Анатольевна Ланцова. У нее была мечта создать свой колхозный музей и написать историю колхоза.

— Михаил Иванович Ершов предложил написать ее  журналисту Анатолию Чижову. Очевидно, это было накануне пятидесятилетия колхоза. Результат не впечатлил. Мы продолжили сбор документов. Весь собранный архив, фотографии были переданы в районный историко-краеведческий музей.

Многообразная колхозная жизнь стала возможной благодаря тому, что дела в хозяйстве шли успешно.

— Мы всегда были самостоятельными. Ни перед кем не сгибались, в глаза не заглядывали. И при Михаиле Ивановиче Ершове, который  правду-матку всегда резал, а Валентин Кузьмич вообще всегда был несгибаемым. Мое мнение: кировских всегда недолюбливали, говорили, вот вам все легко дается, вы на «асфальте». А то, что мы и работали больше других, в расчет не бралось.

Колхоз имени Кирова никогда не был нахлебником у государства. Хозяйство не стало банкротом, оно самоликвидировалось, рассчитавшись с государством по всем налогам.

Инструкторский опыт

Был в жизни Любови Анатольевны период, когда она несколько лет работала в райкоме партии.

— Был создан сельхозотдел, поэтому меня пригласили здесь работать. Шла сюда неохотно, но работа оказалась интересной. Иван Семёнович Сиваков  был очень хорошим руководителем, но близко к себе никого не подпускал, сам по себе, а вот в сельском хозяйстве разбирался и к нам был требователен. Да и коллектив оказался на редкость сплоченным: Сергей Степанович Поляков — душа-человек, Виктор Сергеевич Светлаков,  Юрий Михайлович Жданов.

Юрий Михайлович, на мой взгляд,  опередил свое время. Не приняли его новаций в совхозе «Батуринский». По большому счету фермерство так и не прижилось у нас в районе, стало несвоевременным явлением.  Да и не заставишь людей стать фермером без желания, по чьему-то приказу сверху.  Такая история была и с безнарядными звеньями. Они прижились только в совхозе «Болышевский», где были ребята — лидеры по натуре — Степанов, Жителев, Кубасов, у них получилось. У остальных — только на бумаге, которую мы, бедные инструкторы, писали-отписывали регулярно.

Считаю, что Жданов для Боголюбова сделал много. Хозяйство долгие годы держалось на авторитете Георгия Тихоновича Иванова, и всех все устраивало до поры до времени.  Были прекрасные специалисты, очевидно, лучшие. Механизаторы, животноводы. Но в каких условиях они жили и работали. Фермы — в ужасном  состоянии. Жданов стал строить и жилье, и фермы. Там был  построен уникальный сушильный комплекс. Проходила  настоящая модернизация хозяйства.  Он изучал опыт других хозяйств, ездил перенимать опыт.   За Жданова до сих пор обидно, за его нереализованный потенциал.

Работая в райкоме,  пришлось поездить по всему району, познакомиться со многими людьми.

Но все-таки наступил момент, когда захотелось вернуться «домой» — в колхоз, уже насовсем.

Первый праздник поселка, или жизнь продолжается

Но деятельная натура Ланцовой  искала и находила новые начинания. В начале 90-х в районе создается женсовет, который возглавила Нина Михайловна Иванова, её заместителем стала Любовь Анатольевна, вошла в него и Валентина Григорьевна Комарова. Первый праздник поселка — это их детище, выстраданное и вымечтанное — от начала до конца. Самое сложное — достучаться как до властей, так и жителей. И это удалось. Как и работа с солдатскими вдовами.

Любовь Анатольевна говорит:

— Нам посчастливилось в те годы поработать с Марией Васильевной Утенковой, Валентиной Дмитриевной Комаровой.

А затем в ее жизни на пятнадцать лет появилась территориальная избирательная комиссия, которую она возглавляла.

-Это очень непростая работа, энергозатратная, требующая концентрации внимания, много времени. Но она затягивает,  бесконечное общение с людьми. Это и коллективное  начало, что мне всегда нравилось,  всегда удавалось ладить с молодыми, с ними интересно.

Сейчас она отошла от дел, но, думается, если появится что-то интересное, в стороне Любовь Анатольевна не останется. Для души у нее остается множество увлечений — чтение, цветы, свой музей. Последний стал собираться спонтанно — ну как можно выбросить отцовы сапоги или мамино платье, этажерку, сделанную много-много лет назад свекром?! Понемножку музей «прирастает» дорогими сердцу вещами и предметами. У Любови Анатольевны и Валентина Кузьмича семь внуков — шестеро мальчишек и лапушка Машенька. Это ли не радость и отрада.

Говорят «есть у каждого в жизни стезя», у Ланцовой она — быть нужной людям.

Маша КАТИНА

Вам также может понравиться...