Деревня с тихим именем

На карте района есть деревня Казариново. Кладбище на пригорке. Обелиск у дороги ополченцам московского завода «Калибр». Некогда здесь была Николаевская церковь и село Тиханово, уходящее своими «корнями» в седую старину. Священник тихановского храма Нил Щеголев в начале 20 века составил церковную летопись, присовокупив к описанию и чисто бытовые сведения.

В приход Николаевской церкви входили собственно село Тиханово, а также деревни — Казариново, Кошкино, Шаблыкино, Тычково, Замыцкие Облецы, Михалево, Сорокино, сельцо Егорьевское. Самая многолюдная деревня — Сорокино с 60-ю крестьянскими дворами, где проживало более 300 человек. Всего же в приходе насчитывалось более тысячи жителей . Но земли, пригодной для землепашества, было не так много. И вся крестьянская молодежь отправлялась на заработки в города, чаще всего в Санкт-Петербург. Из них выходили отличные плотники. Как писал в своей летописи Нил Щеголев: «Один из них, крестьянин деревни Тычково Ипатий Назаров — известный благотворитель местного храма, подрядчик, в городе Царское Село имеет даже свой дом. У него бывает более 200 рабочих, из которых четвертая часть — тихановские прихожане. Есть и мраморщики. Один из них имеет свою мастерскую в Санкт-Петербурге».

Из истории села

По всей видимости, само село возникло во времена Екатерины Второй. Владел здешними землями прокурор Ярославского наместничества Николай Алексеевич Замыцкий. Это видно из Геометрического специального плана Бельского уезда Смоленской губернии, где указано, что Замыцкий из земель нового села выделил «дачу» для церкви, «им же устроенной».

Но из летописи священника Щеголева мы узнаем: «Самые древние старожилы в приходе села Тиханово и бывший священник отец Александр Селезнев, он же и уроженец местный, доживший здесь до глубокой старости, рассказывали и рассказывают, что до основания села, на его месте была деревня Тархово, а по некоторым сведениям — Балузово, принадлежавшая приходу села Сорокина. В сей деревне, когда она являлась селом, была церковь деревянная, двухэтажная на каменном фундаменте. Церковь благолепная. Устроенная, как рассказывают, помещиками Жегаловым и Грибским из своих лесов. Но церковь, будто бы, страшным свирепством бури, грома и трясения земли провалилась, и на сем месте даже теперешние жители Сорокина показывают низину с водой и разбросанные на порядочном расстоянии камни, называемые до сих пор могильниками.

Суеверные люди и теперь рассказывают, что по временам с означенной долины слышится гул, наподобие колокольного звона и трезвону, как, дескать, к обедне.

Деревня Сорокина стояла и теперь стоит на правом берегу Днепра. Но когда перестала существовать церковь в этом селении, таковую устроили на левом берегу реки».

Как мы уже упоминали, село первоначально принадлежало Николаю Замыцкому, он же и построил здесь первый деревянный храм, освященный во имя Николая Чудотворца, небесного покровителя помещика. А затем перешло во владения известного землевладельца Ивана Барышникова. Который и строит взамен обветшавшей церкви новую. Во времена Барышникова крестьяне помимо земледелия и отхожих промыслов занимались извозом, доставляя на Бельскую, Поречскую, Ржевскую пристани товары. В самом имении имелась большая ферма, где выращивался крупный рогатый скот, что давало доход по тем временам солидный — до трех тысяч серебром.

В селе была открыта земская школа, небольшая по числу учащихся. Еще меньше здесь училось девочек. Почему-то здешние крестьяне с недоверием относились к светскому образованию. Возможно, у местного учительства не сложились отношения со священником. Нил Иванович Щеголев открыл свою катехизаторскую школу, которая работала, скорей всего, нелегально. По воскресеньям после службы учили здесь неграмотных крестьянских девиц «на выданье» начальным молитвам и Символу Веры. Без их знания священник не имел права венчать молодых.

Храм, белый храм…

Церковь в Тиханове была небольшая, двухпрестольная, деревянная на каменном фундаменте, как и колокольня. Главный престол был освящен во имя Николая Чудотворца, придельный — во имя святых Флора и Лавра. К началу двадцатого века постройки сильно обветшали. Это отмечал и священник Нил Щеголев: «В настоящее время храм представляется в виде корабля — деревянный, обшитый, с железною крышей. Весь выкрашен только два года тому назад в белую краску, а крыша — медянкою.

Высота главы до креста -10 саженей, колокольни 9,5 сажени. Вокруг храма деревянная ограда, частично окрашена медянкою. Фундамент не очень высокий, недавно оштукатурен. В длину церковь 11 саженей, в ширину 4 сажени. Живопись внутри вся поновлена, утварь прекрасная. Свету внутри достаточно, пред иконостасами имеются решетки. В общем, церковь снаружи и внутри благолепная, но весьма древняя, столетний юбилей праздновался в 1896 году и малой вместительности.

Самый большой колокол в 26 пудов».

Официально церковь была закрыта постановлением Смоленского облисполкома в 1938 году. Но, очевидно, службы здесь перестали проводиться намного раньше.

Тихановский священник Нил Иванович Щеголев перешел в Успенскую церковь села Белый Берег. 21 декабря 1932 года он был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности. Судила его Тройка, приговорив в марте 1933 года к пяти годам ссылки. Реабилитирован он в 1989 году.

Путешествие по Днепру

В 1929 году из Сычевки отправилась пешая экспедиция, которую возглавлял Гавриил Парфенов. Она ставила своей целью пройти, проплыть на лодках по великой славянской реке до границ с Белоруссией. Побывали члены экспедиции и в Тиханове.

«Когда солнце уже садилось, мы подошли, спускаясь к оврагу, к селу Тиханово. Вокруг село обсажено липами. Церковь маленькая, деревянная. Идем около церкви к школе. Вблизи дороги в деревню Кошкина с левой стороны находится сыроварня (вырабатывает исключительно сыр бакштейн).

Жена сыровара — сторожиха школы, открывает нам школу. Еще засветло решили осмотреть церковь. Священника нет, нам открывает старик-сторож. Церковь небольшая и малоинтересная.

В сыроварне мы достали сыра и масла. Сторожиха затопила куб, и вскоре мы наслаждались чайком.

На хуторе получил сведения, что близ деревни Кошкина имеется горка к реке Вязьме под названием «Курганье». Такая же гора имеется при деревне Михалеве, и горка под названием «Городище» при деревне Городня.

Вечером на крыльце происходит нечто вроде вечеринки. Собралась молодежь с балалайкой. Играли, пели, вели флиртовые разговоры.

11 августа 1929 года.

Идем к деревне Кошкино к Лебедеву Василию, с которым мы познакомились вчера.

Воскресенье. Идут и идут на базар в Холм окрестные крестьяне, и красиво переливается благовест в церкви.

Свернув с липовой аллеи налево, мы скоро приходим в Кошкино и, разыскав двор Лебедева, его не застаем. Он ушел в Холм. Отправляемся на дюнные холмы по реке Вязьме, называемые «Курганье».

Регистрируем довольно мощную неолитическую стоянку близ деревни Кошкино на правом берегу реки Вязьма, на взгорке дюны.

Здесь Вязьма мелка, и можно во многих местах перейти по колено. В деревне Михалево на крутом взгорке, называемом «Горка», «Курган» обнаружена довольно мощная неолитическая стоянка.

12 августа 1929 года.

Захожу в избу. Хозяйка хлопочет со стряпней. Нет курева. Спрашиваю, где есть кооператив. Кооператива нет, указывают на бобылку Аксинью, торгующую мелочью.

И я иду к Аксинье. «Да, касатик, да голубь ясный, торгую я помаленечку — ну надо ж мне, чем питаться. Вот пойду в Холм в кипиратив, возьму конфеток дешевых, пряничков для ребятишек, табачку, папиросок. Раньше баранками торговала, но теперь нетути. Не торгую. Ты только, касатик, знай, что я копеечку лично беру за проход, касатик».

При уходе она меня спрашивает: » Это ты вчера церковь приходил смотреть?- » Я»- «А зачем? Не насчет ли закрытия под бесовское заведение, как его, клубом зовут, а?» Рассказываю ей о цели посещения. «Вот-вот, я так и подумала, что не за этим. Я сторожа спрашивала: «Ти сняли они шапки?» — «Сняли» — «Но, значит, не коммунисты».

Я наблюдаю оригинальный способ доставки молока на сыроварню — на лодке. Утлая долбленка, обшитая по краям тесемкой, посредине 4-5 бидонов с молоком, на корме паренек с веслом и трубой, в которую он трубит, призывая хозяек сдать молоко. Такой перевозчик называется «молокан». Каждый день он два раза ездит 8 верст от Мосолова до Тиханова.

Лодка его старая, малонадежная, но он лихо с ней справляется, трубя молочный свой призыв».

Подготовила Галина ЦВЕТКОВА

Вам также может понравиться...