В наш век современных технологий исчезают одни увлечения и появляются новые. Например, популярное приложение»Инстаграм» — для обмена фотографиями и видеозаписями, которое позволяет снимать фотографии и видео, применять к ним разные фильтры. Сколько «звезд» и «звездочек», которых мы видим на ТВ и в интернете, «подарил» нам чудо — «Инстаграм»?! И те, кто гордо мнит себя фотографом и размещает фото в этом приложении, считают ведение «Инстаграма» хобби и способом заработка.
А ведь все началось гораздо раньше! Мне удалось побеседовать с Андреем Петровичем Шерченковым — человеком, для которого фотография не просто увлечение, а часть жизни. Хобби, которому верен более тридцати лет.
— Андрей Петрович, как началось Ваше увлечение фотографией?
— Началось все достаточно просто: у меня был старший брат, старше на 4 года, и ещё учась в школе, он начал заниматься фотографией. Конечно, мне было интересно: я сидел и смотрел. Родители мне запрещали: процесс был трудоемкий и проходил обычно ночью. А брат мог просидеть и до 2-3 часов ночи. Но мы с ним договаривались так: он меня разбудит, и я тихонько прокрадусь. Я сидел, смотрел, пока не засыпал. Люди постарше помнят и плёнки, и фотоувеличители, и красный фонарь.
— Красный фонарь для чего нужен был?
— Пленки нужно было заряжать в темноте. Кто-то «заряжал» под одеялом. Ну, а мы у матери пальто «воровали».
— В школе, наверное, в фотокружок ходили?
— У нас не было фотокружка, но был кинокружок.
Уже потом, в классе шестом или седьмом, я купил свой первый личный фотоаппарат — «Смену 8-М». Стандартный советский фотоаппарат. Его я везде таскал с собой!
— А брат увлечение к тому времени не бросил?
— К тому времени брат уже окончил школу и пошел учиться, естественно, на фотографа. Он — профессионал.
— Когда-нибудь оставляли фотографию: клали фотоаппарат на полку и говорили: «Всё, хватит, надоело»?
— Армия и перестройка. Тогда я не фотографировал. Но слов и мыслей таких у меня не было.
— Как вернулись к фотографии?
— В середине 90-х стали появляться пленочные «мыльницы». Это был мой второй фотоаппарат. Позже появились цифровые фотоаппараты. Я себе его тоже купил. Еще позже — «зеркалки», и я стал обладателем одной из них. Так стал опять увлекаться этим делом, для души.
— Андрей Петрович, что больше всего фотографировать нравится?
— Людей фотографировать не люблю. Люблю недвижимое — природу, здания, съемку из путешествий.
— А почему людей не любите фотографировать?
— Сложнее. Мне кажется, для работы с людьми надо иметь профессиональные навыки фотографа. Если мной сделан снимок человека, это, как правило, случайный кадр. Есть такое понятие «фотохудожник», это не просто фотограф, но еще и художник. В свое время брат готовил дипломную работу: он фотографировал девушку. Съемка длилась два часа.
— Два часа?
— Поэтому я считаю, что фотопортреты — не для любителей, а для профес-сионалов. На семейных мероприятиях проще фотографировать. Но, опять же, для меня очень важно настроение тех людей, которых фотографирую. Когда у людей хорошее настроение — всё получается само собой!
— Хобби больше не бросали?
— Пока нет.
— У поэтов есть «вымученные» стихотворения, такие, на которые потрачено очень много времени, эмоций. Либо бывает так, идешь и на ходу рождается рифма или целое четверостишие. У вас есть такие кадры?
— Конечно, есть! Бывает, идешь, раз и сфотографировал. Дома посмотрел — классный кадр получился! Чаще лучшие фото получаются экспромтом. Я — профессиональный водитель, но непрофессиональный фотограф.
— В силу вашей профессии бываете в разных населенных пунктах. Случается, увидели то, что вас заинтересовало, и возникает мысль: «Надо остановиться, чтобы это сфотографировать»?
— С собой фотоаппарат не беру. А вот в свои личные поездки я без него не отправляюсь. Ехал по нашему Черноземью, увидел огромное поле подсолнечника. Мимо проехать не смог: фотографировал поле с кабины «КАМАЗа».
— Семья как относится к Вашему хобби, ведь это затратное увлечение?
— Относится нормально. Тот полупрофессиональный фотоаппарат, с которым я работаю сейчас, — второй. Старый хотел продать, но супруга сказала: «Отдай его мне, интересно».
— То есть в семье уже два фотолюбителя?
— Моя жена тоже человек увлеченный. Она шьет кукол. У сына тоже есть фотоаппарат.
— Раньше фотодело было трудоёмким: заправка пленки, проявка, печать — всё делалось дома. А сейчас — скинул на любой носитель и вперед, в любой цифровой салон и даже на почту, распечатывать.
— Нет, свои фото я распечатываю дома на фотопринтере сам.
— Каждое фото распечатываете?
— Нет, столько фото распечатать нереально! Только те кадры, которые мне очень нравятся. Фотографий настолько много, что если кто-то попросит посмотреть фотоальбом, то это надолго. У меня есть большой жесткий диск, там все фото собраны.
— И сколько кадров?
— Более 90000, раньше подсчетами не увлекался.
— Снимки вы делали как на современных «зеркальных» фотоаппаратах, так и на пленочных советских. Есть в них какое-то различие, кроме технических характеристик?
— Когда ты снимаешь плёнкой, это тебя организует. Лишний кадр ты уже не сделаешь, потому что ограничена плёнка, количество кассет, время на перезарядку и нужно искать кадр. С «цифрой» проще: делаешь 20 кадров, выбираешь один.
— Как определяете, какой из 20 кадров надо оставить?
— Дело не в качестве кадра, а в сюжете. Качество цифровое сейчас настолько размыто, что в определенных программах можно с кадром сделать всё что угодно. Поэтому я против коррекции лиц на фото. Человек на фотографии должен быть человеком, а не нарисованной восковой куклой.
— А как сейчас развивается фотография?
— С развитием цифровых технологий фотография чаще уже не просто фото, а нечто среднее между компьютерными технологиями и фотографией. Пленочные фото «живее», «цифра» немножко не такая.
— Вы наверняка общались с профессиональными фотографами. Они видели ваши снимки, как оценивают?
— Общался. Снимки оценивают как хорошее любительское фото. Фотография для меня увлечение, которое доставляет удовольствие.
— А если бы фотография была бы не увлечением, а работой?
— Профессионалом не может стать любой человек. Можно купить дорогой фотоаппарат, получить диплом, но еще надо видеть как художник, представить, как это будет. А это могут немногие люди.
— Спасибо за беседу.
Анна ЮДИНА