Есть у подвига крылья

Так называлась одна из книг нашего земляка, летчика, Героя Советского Союза Павла Михайловича Михайлова. Его жизнь, летная деятельность – подвиг.

Биография

Павел Михайлович Михайлов родился 13 января 1917 года в деревне Гришково Холм-Жирковского района. Рано познал нужду. Отец умер, когда мальчику не было и трех лет, и мать, чтобы прокормить детей, трудилась в поле от зари до зари.

Павел Михайлович Михайлов. 2005 год

В 1933 году окончил семилетку и поступил в Вяземский педагогический техникум. Но денег не хватало не только на одежду, а даже на еду. Поэтому очень скоро пришлось бросить учебу и пойти работать в колхоз. Лишь через год вернулся в техникум и окончил его в 1937 году.

Работал учителем в Каменецкой  школе и одновременно учился заочно в пединституте. Вскоре его перевели работать инспектором в РОНО, а оттуда — в институт повышения квалификации в Смоленске. Именно тогда обозначился крутой поворот в жизни и судьбе Павла Михайлова. Это было время всеобщего увлечения советской молодежи авиацией. Не стал исключением и Павел, у которого страстное желание летать крепло изо дня в день. Молодой сельский учитель в 1938 году поступает и в 1940 году оканчивает Тамбовское авиационное училище.

Из интервью:

Я, простой смоленский паренёк, родившийся в бедной крестьянской семье, смог осуществить свою мечту — стать лётчиком. Эта профессия дала мне крылья, благодаря которым хотелось облететь мир, повидать края и страны, о которых знал только по книгам. Но главное — влекли голубые просторы, благородные цели, которые призвана выполнять авиация: возить по мирным трассам пассажиров, почту, срочные грузы, прокладывать воздушные пути в заморские страны. Но развязанная гитлеровцами вторая мировая война нарушила наши планы.

Участие в Великой Отечественной войне

Из воспоминаний о начале войны:

Весть о вероломном нападении, конечно, потрясла меня. Первая реакция, во многом неосознанная, была такая: сесть в самолёт и дать «прикурить» фашистам. Я попросился на фронт — мне дали отлуп: учи молодёжь! Война разгорается, враг жмёт и давит, а ты вроде бы стоишь в стороне в роли наблюдателя. Год бегал с рапортами, не находил себе места. Наконец, направили в авиагруппу особого назначения после освоения тяжёлого двухмоторного самолёта Ли-2 («Дуглас Си-47»).

Призван в армию в 1942 году. Служил в 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии Гражданского Воздушного Флота 18-й воздушной армии.

Осень 1942 – доставлял оружие и боеприпасы для партизанских отрядов, действовавших под Ростовом, Миллеровом, Котельниковом.

Лето 1943 – доставлял оружие и боеприпасы войскам, в район Курской дуги, вывозил обратно раненых. За этот период произвёл более 180 вылетов.

Зима 1943 –весна 1944 – сделал множество вылетов в партизанское соединение Петра Вершигоры на реку Припять. В одном из рейсов самолёт Михайлова попал под огонь зенитных батарей противника. Снаряд попал в пилотскую кабину, разбив все приборы. Павел Михайлов и штурман корабля получили ранения. Без приборов, по памяти, они привели самолёт и ночью посадили его на аэродром под Киевом.

Из интервью:

Бывало, заполнишь ранеными самолет под завязку, а на земле остаются ещё 2-3 человека, истекающих кровью. И оставлять нельзя, и брать нельзя — не взлетишь. Идешь на риск. Сожмешься, как пружина, и выдавливаешь из машины все, что можно. Не было случаев, чтобы наши пилоты оставляли раненых из-за перегруженности самолетов.

К маю 1945 года Павел Михайлов совершил более 520 ночных боевых вылетов в глубокий тыл противника, в районы действия партизанских отрядов. 65 раз летал в Югославию, доставлял частям Народно-освободительной армии Югославии вооружение и продовольствие, эвакуировал 247 раненых, перебросил через линию фронта 750 солдат и офицеров.

29 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Михайлову Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7489).

После войны

В 1946 году Павел Михайлов ушёл в запас (в звании майора). Работал рейсовым пилотом. В 1965 окончил Высшее авиационное училище ГВФ. Возвратившись на Родину, П.М. Михайлов продолжал службу в 10-й гвардейской АТД ГВФ в должности командира эскадрильи. В конце 1946 года часть была демобилизована, и он, как и весь ее летный состав, вернулся к своей мирной работе – линейным полетам на международных и внутрисоюзных авиалиниях, командовал эскадрильей международной авиагруппы ГВФ. В 1952 году он был переведен в Центральный аппарат ГВФ, где возглавлял отдел летной службы транспортного управления. В 1959 году был назначен заместителем командира международной авиагруппы, а с 1967 по 1971 год занимал должность первого заместителя начальника транспортного управления международных линий Аэрофлота.

Он является одним из первооткрывателей сверхдальних воздушных линий для первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104.

Два Героя – Павел Михайлов и Анатолий Лепядевский

Яркой страницей в биографию П.М. Михайлова вошло и его участие в пробном полете самолета Ту-104 в Америку 4 сентября 1957 года по маршруту Москва – Лондон – Кефлавик (Исландия) – Гус-Бей (Канада) – Макгайр (110 миль от Нью-Йорка). Расстояние – 9000 километров. Тот трансатлантический перелет, осуществленный за 13 часов 29 минут тремя экипажами, посменно пилотировавшими самолет, стал поистине историческим и знаменовал триумф советской гражданской авиации.

Всего же Павел Михайлович освоил 15 типов самолетов, в том числе 6 реактивных. Среди них, кроме Ту-104, такие гигантские лайнеры, как Ту-114 и Ил-62. На первом он участвовал в беспосадочном полете 20 мая 1959 года из Москвы в Хабаровск, а 26 сентября того же года из Москвы в Вашингтон (США). На Ил-62 отлетал пять лет и завершил свою летную карьеру полетом зимой 1971 года по маршруту Москва – Токио – Москва.

В 1971 году по настоянию врачей ему пришлось с небом расстаться. « С небом, – говорит Павел Михайлович, – но не с авиацией, потому что она в сердце каждого истинного пилота. А как расстаться с сердцем?! Вся моя жизнь – это долгий счастливый полет…»

За 32 года труда в авиации Павел Михайлович побывал в 60 странах мира и провел 14 000 часов в воздухе.

Герой Советского Союза Павел Михайлович Михайлов награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, тремя орденами «Знак Почета», югославским орденом «Партизанская звезда» I степени, многими медалями, в том числе медалью маршала И.Б. Тито. Он – заслуженный пилот СССР, заслуженный пилот Югославии, почетный ветеран Москвы, почетный гражданин города Кардица (Греция) и  Холм-Жирковского района на Смоленщине. Уже будучи на пенсии, П.М. Михайлов написал 20 книг, которые счастливо нашли своего издателя и читателя. В числе его литературных трудов: «10 000 часов в воздухе», «100 ночей в горах Югославии», «В небе двух полушарий», сотни статей. Член Союза писателей России, лауреат премии Международных журналистов и медали первой степени за книгу «Есть у подвига крылья» (2003).

Скончался 6 июня 2005 года в посёлке Холм-Жирковском Смоленской области

13 января 2020 года в день рождения Героя Советского Союза, прославленного летчика Павла Михайловича Михайлова, и.п. Главы муниципального образования «Холм-Жирковский район» Анатолий Павлович Горохов, председатель районного Совета депутатов Ашот Мушегович Егикян вместе с Почетным гражданином Холм-Жирковского района Валерием Петровичем Шашковым побывали на Холмовском кладбище, где похоронен Герой, и почтили его память.

Память

В честь Михайлова названа улица и установлена мемориальная доска в Холм-Жирковском. Имя П.М. Михайлова увековечено на Аллее Героев в Смоленске, а также на мемориале Героям Советского Союза на Поле памяти в при въезде в посёлок Холм-Жирковский и на памятном знаке Героям Советского Союза в самом посёлке. Его именем названа одна из улиц в поселке Холм-Жирковский. На здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска. В Парке 70-летия Победы высажено дерево в память о П.М. Михайлове.

А. БОРИСОВА

Вам также может понравиться...