Детство, овеянное войной

Еще совсем недавно можно было встретить небольшого роста, поседевшую от времени, женщину, гуляющую по улицам нашего села.

При виде ее невольно думаешь: «Это несгибаемой воли человек, познавший добро и зло человеческой жизни». Ведь эта несгибаемость рождается под влиянием преодоления возникших острых проблем и самой себя. При разговоре порой  она затрагивала события Великой Отечественной войны, жизнь в плену в Германии.

Война — страшное разрушительное слово. Она уничтожает все живое: жизни, города, села. И нет оправдания тем, кто снова мечтает о ней, таков уж наш несовершенный мир. Поэтому подвиги наших предков никто не должен забывать.

В августе нынешнего года исполнилось девяносто лет Елизавете Петровне Васильевой, живущей в селе Верховье. Не хочется, чтобы жизнь ее осталась незамеченной.

Елизавета Петровна подростком вместе с братьями Сергеем и Сашей, сестрой Галиной оказалась в очаге военных событий. Отец, Петр Дмитриевич Дмитриев, ушел на фронт. Дома — мама Матрена Прокопьевна, дети да старенькая бабушка. Лиза до войны успела окончить пять классов. В сентябре 1941 года занятия в школе не начались, но никто не сидел дома: в колхозе работали и старый, и малый.

Ветераны села Верховья. Е.П. Васильева — в центре

Фашисты в их деревнях бывали наездами: в поисках партизан, продуктов питания, забирая все подряд. Всех жителей заставляли работать на торфоразработках. Люди слабели от недоедания, холода, заболевали тифом.  Сначала умерла Галина, заболели мама с бабушкой. Но, как оказалось, самые страшные испытания  семью Лизы  ждут впереди. В феврале 1943 года всех жителей деревни фашисты выгнали из своих домов, полураздетые, они шли в неизвестность — под дулами вражеских автоматов. В колоннах пленников была и Лиза с братьями. Больные тифом мама и бабушка остались дома в деревне.

Днями они шли, а ночью их загоняли в холодные сараи. От голода и усталости многие падали. Если не встал, смерть тут же оказывалась рядом — фашисты расстреливали упавших. В дороге Лиза заболела, братья, как могли, ее оберегали — несли, вели — и она выжила.

Осенью 1943 года всех оставшихся в живых пленников погрузили в вагоны и вывезли в Германию. Лиза с братьями попала в рабство в город Грейц, работали на фабрике, где делали цевки для ткацких станков. Выходных не было, скудная еда: суп из вареной брюквы и кусок хлеба.

Регистрационных номеров у пленников из России не было, но у каждого из них была нашивка на робе — «OST». За работой следили немки-надсмотрщицы. Если допустил брак — наказывали.

Условия жизни каторжные — одно и то же изо дня в день: жесткие нары, холод и голод. «Смунь — смунь» — стучат ботинки деревянными подошвами, ноги не сгибаются. Это колонна в несколько сотен пленных идет на фабрику через весь город.

Лиза переживала за братьев: они — старше ее, им еды надо больше. Поэтому она старалась из своего мизерного пайка выделить и им по кусочку хлеба.

Воспоминания о доме, маме, желание ее увидеть, стремление вернуться назад — помогали детям выжить, и никакие невзгоды и нечеловеческие условия не мешали им мечтать о свободе и лучшей доле. Душа оставалась чистой.

На фабрике действовало подполье, одним из его членов был и Лизин брат Сергей. Подпольщики, как могли, вредили немцам: выводили из строя оборудование, гнали брак. А порой на фабрике раздавались взрывы.

Час освобождения настал весной 1945 года. Но лишь в августе 1945 года Дмитриевы смогли вернуться домой, Матрена Прокопьевна дождалась своих детей. А вот старенькая бабушка умерла от тифа. И уже 1 сентября Лиза пошла в школу, в шестой класс. Оканчивала она ее круглой сиротой — отец не вернулся с фронта, мама умерла. Окончив школу, она поступила в Ивановский  сельскохозяйственный институт. Жила только на стипендию, денег на жизнь не хватало.  Ночами она вышивала на заказ скатерти, полотенца, а утром бежала на занятия.

Пережитое, рабство в Германии постоянно напоминало о себе. Начались проблемы с суставами, врачи вынесли свой приговор — ревматизм. Опять борьба, теперь уже с болезнью. Елизавета стала заниматься легкой атлетикой, конным спортом. И победила.

Елизавета Петровна всю свою трудовую жизнь проработала главным зоотехником в совхозе «Томский» («Малышкинский»). Имеет государственную награду — орден «Знак Почета».

Пусть она сейчас немощна и больна, однако ее жизнь — пример живущим с ней рядом. Война никогда не исчезнет из ее памяти, снов и воспоминаний. Такой груз из сердца не выбросить.

Нам, не познавшим войны, иногда становится стыдно за себя — таких благополучных и сытых, не знающих о том,  что пережил наш народ. В такие минуты хочется сказать, что надо быть достойными поколения, пережившего ад, и мы не должны забывать подвиг нашего народа.

Галина ВАСИЛЬЕВА, село Верховье.

Вам также может понравиться...