Недавно Владимир Николаевич Блесков отметил свой юбилейный день рождения. Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Блесков — интересный педагог, одаренный художник, краевед и неравнодушный, тонкий человек.
Детство
Все его детство прошло в Игоревской, в районе «Черемушки», в котором стоял построенный отцом дом, из его окон маленький Володя наблюдал за окружающим миром.
Но какими-то невидимыми нитями мальчика тянуло на родину предков в деревню Луковщина. Его пешая прогулка начиналась с дороги, которую местные жители прозвали «шоссейкой». Это участок, длиной с километр, отсыпанный песком и вымощенный камнем. Из рассказов стариков, эту дорогу приказал строить маршал М.Н. Тухачевский, была идея соединить железнодорожную станцию с «бельским большаком». В ее строительстве участвовали заключенные из Средней Азии, которых игоревчане называли «басмачами». После ареста маршала в 1937 году строительство прекратилось. Не успев начаться, «шоссейка» упирается в стену густого ельника и превращается в узенькую тенистую грунтовку.
К середине семидесятых Луковщина поредела. Перед взглядом Володи представали небольшие домишки, смотрящие окнами друг на друга, хлевы и сарайчики, огороженные длинными пряслами из жердей. На отшибе кусты черемухи прикрывали баньки. Надо всем этими царствуют огромные дубы и липы. Под горой в лощине узенькая речушка Луковка с застывшей темной водой. По словам Владимира Николаевича, перед ним представал неизведанный до этого мир живой природы, именно с того времени у Володи проявился интерес к живописи, желание творить. В школе Владимир часто рисовал стенгазеты и плакаты, ему очень нравилось рисовать, поэтому он решил связать свою жизнь с творчеством.
Юность
В 1979 году, окончив школу, не имея специального художественного образования, Владимир Николаевич поступил на художественно-графический факультет Смоленского педагогического института. Работал как заведенный, наверстывал упущенное, «догоняя» тех ребят, которые окончили художественные школы, брали дополнительные уроки живописи. Ему все удавалось, как он сам считает, благодаря неистовой работоспособности. На втором курсе студент Блесков уже провел свою первую персональную выставку акварельных работ.
После института была служба в армии. А затем на четверть века его вторым домом стала Игоревская школа.
Зрелость
25 лет работы в школе — это время постоянного поиска и творческих идей, работа удивительная по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог и волнений, которые делают труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы учеников и современного общества. Владимир Николаевич всегда внимательно относился к ученикам, старался выявить способных к рисованию и стремился привлекать их к рисованию с натуры, участвовать в оформлении классных и общешкольных стенгазет, устраивал в школьном коридоре на втором этаже «персональные» выставки рисунков наиболее способных ребят, тематические выставки. Даже такой, казалось бы «сухой» предмет, как черчение, Блесков умел объяснять так, что становилось любопытно, умел придумывать необычные задачи и головоломки на развитие пространственного мышления. Все наши школьники к выпуску черчение знали хорошо, умели работать сознательно. Как любой другой педагог, он не просто вел уроки, но и участвовал во внеурочной работе школы (конкурсы, мероприятия, линейки), а также занимался кружковой работой, которую до сих пор вспоминают выпускники нашей школы. В своем кабинете он создал музей «Русской старины». В уголке класса расположились предметы русского быта: утюг, ступа, самовары, кувшины, серп. Здесь можно увидеть одежду и обувь крестьянки — сарафан и лапти. Этот уголок сохранился до сих пор и используется в работе педагогов школы. И всегда занимался творчеством. Устраивал выставки своих работ, и большинство картин просто дарил.
«Смысл творчества для меня — это, наверное, глаз художника, который должен подмечать и замечать какие-то нестандартные и неординарные вещи. Во всем нужно подходить творчески. В любой работе присутствует творчество», — отмечает Владимир Николаевич.
Сын своего отца
У этого памятника всегда люди. В праздники к нему возлагают цветы, здесь проходят школьные сборы, а 9 мая и в День освобождения района проходят митинги. Прощаясь со школой, молодые, красивые юноши и девушки обязательно идут к этому солдату. Памятник стоит на лужайке напротив Игоревской средней школы. И он особенный.
Владимир Николаевич Блесков воздвиг его в честь воина-освободителя, отдав дань уважения своему отцу и всем фронтовикам. Николай Гаврилович Блесков прошел войну от начала до конца. И ранен был, и погибать приходилось, но уцелел — повезло. После войны двадцать пять лет шоферил в леспромхозе и за труд получил орден. Целый год младший Блесков ваял скульптуру. Материалы собирал сам где только мог. Говорят, что мужчина должен в своей жизни сделать три добрых дела: построить дом, вырастить сына, посадить дерево. Блесков сделал еще одно: поставил памятник освободителям Отчизны от фашистов.
Любимый вид живописи
Основной тематикой картин Владимира Николаевича стало изображение красот своего Отечества. Его работы выполнены разнообразными художественными материалами: акварелью, маслом, карандашом. Техника Алла примa, в которой художник пишет картину за один сеанс, до полного высыхания красок является одной из самых любимых видов акварельной живописи художника. Чтобы добиться нужного результата, живописец должен работать быстро и уверенно. Нанесение второго слоя краски по сырому, еще не высохшему первому, требует от автора особого мастерства и интуитивного понимания сути процесса. Глядя на полотна, мы убеждаемся в умении художника найти гармонию и ритм там, где кажется все случайно и беспорядочно. Каждой линией, каждым штрихом, росчерком тонко отточенного карандаша Блесков бережно и точно выявляет суть. Он любит рисовать с натуры, и самая большая его страсть — писать родные места. Одна из любимых его картин посвящена родине его — деревне Луковщине.
Второе любимое направление его творчества — это портретная живопись. Талантливый портретист умеет увидеть в живом человеке и передать на холсте его образ, особенности, характерные для его личности.
Одна из любимых работ — портрет матери. Эту работу Владимир Николаевич назвал «быстрым этюдиком» . Написал художник его без особой подготовки и специальных поз. Перед нами сильная, серьезная и в то же время добрая и мудрая женщина. Доброжелательное лицо теплым золотистым тоном выделяется на темном фоне. Платок и жилет — обычная одежда деревенской женщины, которая много трудится. Художник вложил частичку своей любви к материи, сумел показать реальный образ женщины — труженицы.
Сейчас Владимир Николаевич не только пишет картины, но и книгу. В ней он рассказывает о своих родителях, прошлом, откуда произошел их род, делится воспоминаниями близких о Великой Отечественной войне. По словам автора, осталось только ее проиллюстрировать. Владимир Николаевич говорит, что у него есть творческая необходимость творить, делать что-то. Пожелаем ему успехов на этом пути.
Евгения Гуленко,
ученица Игоревской средней школы