Эту командную зрелищную игру в районе у нас любят. Холм-Жирковский «Днепр» за последнее время подарил своим болельщикам великое множество счастливых моментов.
Мы же решили напомнить нашим читателям о том, как и с чего начинался послевоенный футбол в районе. Поможет нам в этом очерк журналиста Владимира Сазонова «Футбол нашего детства».
Сейчас сборная района практически состоит из футболистов, проживающих в поселке Холм-Жирковском. Однако зарождался футбол района не в центре его. Как это ни удивительно, первые футбольные дружины появились в Игоревской и во Владимирском Тупике. Именно они долго отстаивали честь района.
В Игоревской и Тупике уже были стабильные, обеспеченные полной экипировкой команды, когда в райцентре еще только зарождалась «дикая» команда. Не было стадиона. Потом появилось примитивное поле. Недалеко от речки Внуковка. Сейчас там жилые дома улицы Комсомольской и ряда других. Поле было с уклоном. Ворота из деревянных стоек не имели сеток. Гоняли литой резиновый мяч. А уж как была экипирована «сборная» райцентра и говорить не приходится. Но сколько было азарта в игре! Играли по нескольку часов подряд. Устраивались матчи между льнозаводской командой (была и такая) и сборной нескольких улиц.
Первый официальный «международный» матч сборной райцентра состоялся летом 1958 года в поселке Тупик. Основной ее костяк составляли только что окончившие школу ребята и девятиклассники. Все произошло, так сказать, стихийно.
В. Карандашов, Г. Воронов, В. Иванов, Н. Орлов и автор этих строк заявились в райком в кабинет первого секретаря М.М. Мухина и попросили машину для поездки в Тупик.
— Зачем? — спросил он.
— Мы поедем играть туда в футбол с командой леспромхоза.
— А разве в Холме есть футбольная команда? — удивился Мухин.
— Есть! — браво ответили мы.
Мухин критически оглядел юнцов и сказал:
— Но ведь там играют взрослые дяди. А вы?
— Мы не хуже их играем, — не моргнув глазом, выдал В. Карандашов ( сын бывшего третьего секретаря).
— Хорошо, — сказал Михаил Михайлович. — Я сейчас иду на обед. Хочу посмотреть, что вы можете…
Проверка наших способностей проходила возле водонапорной башни. Михаил Михайлович — в сапогах и в плаще — указал автору этих строк место между двух лип. Разбежался и ударил по мячу. Вратарь мяч взял. Удар был несильным.
Тут Мухин решил сам стать на ворота (взыграло сердце ретивое).
Бил Валерка Карандашов. Парень он был крепкого телосложения. И хлестнул по мячу так, что тот в стремительном полете сбил с первого секретаря кепку.
— Хватит, — сказал Михаил Михайлович. — Поедете на машине райпо.
Ехали с песнями. Полные надежд. Когда прибыли в Тупик, нас уже ждали в полной экипировке местные футболисты. Они лениво перепасовывали мяч, поглядывая с недоверием на зеленых юнцов. Зрителей собралось много. Иные подходили и говорили: «Не робейте, ребята».
Однако когда наша команда вышла на поле, вначале все онемели, а потом грохнул взрыв хохота. И было от чего.
Капитан нашей команды Анатолий Субботин стоял в одних трусах. С могучей голой грудью (занимался в техникуме вольной борьбой). Ниже были остроносые ботинки с носками на подтяжках. Его двоюродный брат Шурик Демидов был в трусах, простой майке, и… в резиновых литых сапогах. Когда он бегал по полю, у него «стучали» ноги в голенищах. За это мы прозвали его «молоточком». Женька Кочанов был совсем босым. Из настоящих футбольных доспехов на всю команду имелась одна майка с эмблемой «Динамо» и гетры с бутсами. Майка «Динамо» принадлежала Витьке Шкретову. Был он без одной руки, и пустой рукав заталкивал в трусы. Но играл, кстати, хорошо.
Бутсы имел Генка Воронов. Зато выше трусов на нем была тельняшка (подарок брата Юрия, офицера флота).
Трудно вспомнить, в чем были Витя Орлов, Юра Смирнов, Славка Данилин и другие ребята. Запомнились лишь огромные ботинки с заклепками Валерки Карандашова.
И началась битва. Помню, мне поручили «держать» Михаила Панасенкова — мужика ростом под два метра. Бегом я легко его брал. Но он также легко сбивал меня массой, не подпуская к мячу.
Однако вскоре пыл у хозяев поля поубавился. Юркий Генка Воронов буквально измотал защитников тупиковцев. Мощно лез вперед Валерка Карандашов. И вскоре наши «влупили» гол в ворота хозяев (автора не помню).
Хозяева стали играть более серьезно. И вскоре забили нам два гола. Кончился первый тайм. К нам подходили болельщики и успокаивали:
— Ничего, ребята, во втором тайме вам будет полегче, вы будете играть «по ветру».
А ветер в тот день, надо сказать, был сильный.
Во втором тайме автора этих строк поставили в ворота. В первом стоял Витя Иванов. Но он без очков плохо видел и попросил заменить его.
Все складывалось хорошо. Гол в ворота тупиковцев назревал. Но вот за ругань удалили с поля Витьку Шкретова. А кричать он любил на всех в любых выражениях — и по поводу и без.
Судья явно подсуживал своим (стыдно проиграть пацанам). И вот он обвинил Женьку Кочанова, игравшего босиком, что он «подковал» Панасенкова, игравшего в бутсах и гетрах со щитками. В наши ворота назначили пенальти.
Удар был не сильный, но коварный. Мяч пошел «козлом». Ударился у меня перед самым носом и перелетел через голову в ворота. Я сильно расстроился. К тому же ребята стали ссориться. В общем, проиграли мы тот матч.
Переживали страшно. А тут еще есть хочется. В качестве мести в чьем-то огороде съели полгрядки луку.
Так закончилась наша футбольная премьера. Зато следующую игру мы выиграли у игоревцев со счетом 3:1. И в тот раз мне все-таки доверили ворота. Позже взяли реванш и у тупиковцев.
После этого последовал приказ купить нам форму. Уже перед уходом половины команды в армию мы громили и команды других районов (Издешкова, Духовщины).