Не профессия, а образ жизни

Для каждого человека мама – это самый близкий и дорогой человек на Земле. Для каждого ученика учитель – это наставник, воспитатель, старший друг… А для меня мама и учитель – один и тот же человек. Мама – учитель? Какая она? У меня была и есть прекрасная возможность каждую минуту идти по жизни рядом с настоящим учителем. Она – моя опора в жизни и профессии.

Моя мама — Корнеева Раиса Сергеевна родилась в 1939 году в деревне Сусловичи Краснинского района Смоленской области в семье крестьянина-колхозника. Детство и юность пришлись на военные и послевоенные годы. И взрослым, и детям с ранних лет приходилось много работать. В первый класс она пошла в 1946 году, в родной деревне была начальная школа. Мама до сих пор  помнит своего учителя — Арсения Савельевича Богомазова, который вернулся с войны и был назначен заведующим школой и учителем. Это было трудное время: не хватало в достаточном количестве учебников (одним учебником пользовались 3 — 4 ученика, но не было такого случая, чтобы кто-то пришёл в школу с невыполненным домашним заданием). Никогда, по словам мамы, не забыть того дня, когда они, ученики четвёртого класса, шли с Арсением Савельевичем за четыре километра сдавать экзамены по русскому языку и арифметике в соседнюю Уссохскую семилетнюю школу, которую потом она и окончит в 1953 году на одни пятёрки.  Потом будет еще одна школа — Досуговская средняя  Монастырщинского района, которую окончит в 1956 году.

В начальной, семилетней и средней школах ученикам приходилось много работать: собирали колоски, подбирали картофель, заготавливали дрова для школы. Во время летних каникул вместе с родителями работали на сенокосе, брали вручную лён.

Мама, будучи школьницей, принимала участие в общественной жизни: в семилетней школе была председателем совета дружины пионерской организации, в старших классах — членом школьного комитета комсомола. Была активной участницей художественной самодеятельности. Готовили концерты, выступали  и перед населением. А дорога-то в школу была нелегка: сначала четыре километра, потом шесть — изо дня  в день.

Раиса Сергеевна с благодарностью вспоминает всех учителей из трех «своих» школ.  Это были ответственные, справедливые, добрые, любящие учеников наставники. С особой теплотой рассказывает об учительнице русского языка и литературы Досуговской средней школы Серафиме Трофимовне  Поляновой. Строгая, но справедливая,  прекрасно знающая свой предмет, она вызывала восхищение и уважение со стороны учеников и родителей. Серафима Трофимовна стала примером для Раисы Сергеевны. Ещё в школьные годы мама решила стать учителем русского языка и литературы. Но в 1956 году документы на факультет русского языка  и литературы не были приняты, несмотря на то, что в аттестате было всего три четверки, остальные пятёрки, в том числе — по русскому языку и литературе. Пришлось подать документы на естественно-географический факультет. Но по химии была получена «тройка». Результат — не прошла по конкурсу. Год  работала в сельской библиотеке. Но мечта и желание стать учителем не покидали Раису Сергеевну.

В 1957 году она  поступает в Смоленское педучилище, которое заканчивает в 1959 году, потом заочно учится в Смоленском педагогическом институте. И вот заветная мечта сбылась: получен диплом, в котором заветная запись: «учитель русского языка и литературы». Но как не прост был путь к  цели даже после этого!

 После окончания педучилища  мама работала учителем начальных классов в Тумановском районе, в Красноярске (уехала к мужу, который по комсомольской путёвке участвовал в строительстве Красноярского алюминиевого комбината). После рождения старшей сестры в 1963 году пришлось уехать из Сибири, потому что на Смоленщине оставались родители. В 1963 — 1964 учебном году работала в родной Уссохской школе, которая к этому времени стала начальной. В 1965 году Уссохская начальная школа должна была стать однокомплектной, и маме пришлось искать новое место работы.

Так и вышло, что  с 1964 года и по сей день, жизнь Раисы Сергеевны Корнеевой связана с посёлком Владимирский Тупик Холм-Жирковского района  и  Тупиковской  средней школой.

Но педагогический путь в этой школе начался с должности пионервожатой, а через год — в начальных классах. В пионерской организации имени А.П. Маресьева проводилась большая работа: встречи с ветеранами, известными людьми посёлка, устные журналы по различной тематике, сбор металлолома, макулатуры, пионерские сборы, туристические походы, помощь ветеранам, престарелым жителям посёлка.

Работая в начальных классах, давала открытые уроки для учителей, входящих в кустовое методическое объединение учителей начальных классов, директоров школ района. Несколько лет руководила кустовым методическим объединением учителей начальных классов, куда входили Тупиковская средняя школа, Никитинская, Канютинская восьмилетние школы, Игоревская и Печатниковская средние школы.

С 1973 года Раиса Сергеевна стала учителем русского языка и литературы. И почти сразу же она была назначена директором школы, проработав  в этой должности тридцать с лишним лет.   Можно сказать, что школа в это время была одной из лучших в районе. Под ее руководством учителя младших и старших классов профессионально делали свое дело. На базе школы проводились неоднократно семинары директоров школ района, заседания МО района по русскому языку и литературе, начальных классов, иностранному языку, географии и биологии. В школе большое внимание уделялось спортивной работе, эстетическому, патриотическому, трудовому воспитанию школьников. Учащиеся школы занимали призовые места в районных спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, участвовали ребята и в областных соревнованиях. Учащиеся под руководством Раисы Сергеевны совершали туристические поездки в Смоленск, Гагарин, Ленинград, Москву, где посещали музеи, картинные галереи, театры.

В 1972 году было создано школьное лесничество. Юными лесничими проводилась большая работа по охране природы родного края: ежегодно высаживались елочки на площади в сотни гектаров, проводились экскурсии, походы по родному краю,  патрулирование лесов на площади, закрепленной за школьным лесничеством.

Школьное лесничество неоднократно занимало призовые места в областном смотре школьных лесничеств. Члены совета  лесничества (Петрова Дина, Трофимова Люба) были участницами слета передовых лесничеств в Вологде и Ульяновске, где делились опытом работы. Школьное лесничество награждалось грамотами областного управления лесного хозяйства, Министерства лесного хозяйства.

Раиса Сергеевна начинала работать директором, когда школа находилась в старом здании. Много лет учителя, директор, школьники мечтали о новой школе. Идею поддержал местный леспромхоз. Строительство школы проходило в трудные времена, поэтому многое делалось своими силами: учителя, родители, старшеклассники оклеивали стены, красили потолки, окна. Раиса Сергеевна «доставала» оборудование, мебель для классных комнат. На это уходило много сил, нервов и времени.    В 1990 году новое школьное здание было построено!

За большой вклад в дело обучения и воспитание подрастающего поколения Раиса Сергеевна награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда», почетными грамотами  Департамента Смоленской области по образованию и науке, отдела по образованию Холм-Жирковского района, областного комитета профсоюза работников образования.

Педагогический стаж мамы составляет 55 лет, (из которых 34 года — на руководящей должности). Много сил и времени Раиса Сергеевна отдавала общественной работе.

Невысокая женщина со строгим взглядом, но всегда с улыбкой в уголках рта, была хранительницей домашнего очага, заботливой дочерью, женой, сейчас она любящая мама, бабушка, прабабушка.

С самого раннего возраста мне была близка профессия педагога. Именно мама научила меня восхищаться учительским трудом. Поэтому вопрос о выборе профессии был однозначен — только школа, русский язык и литература.

Маленькой девочкой я завороженно наблюдала за работой своей мамы. Мне нравилось слушать её рассказы об учениках, их успехах. Я часто бывала у неё на работе, поэтому знала многих из них.

И вот я — учитель!   Вернулась  работать в родную школу, где работала мама. На мне лежала ответственность не только за моих будущих учеников, но и за то, чтобы оправдать  ее доверие, не подвести. Кажется, это было совсем недавно, а вот уже 30 лет я работаю учителем русского языка и литературы.

Я думаю, что учитель — это не профессия, а образ жизни моей мамы, потому как мысли о школе не покидают её и сейчас. Она думает о ней постоянно, хотя не работает уже 4 года. Существует выражение «сердце отдаю детям». Это о моей маме и наставнике.

Ольга КИРЕЕВА

Вам также может понравиться...