Пример достойного отношения к профессии

Мы учимся каждый день: друг у друга, у взрослых, в школе, по книгам, фильмам, статьям в социальных сетях. Но самый главный пример подает тот, кто находится рядом.  Для меня таким примером была и остаётся моя мама, педагог с 43-летним стажем  – Евтихова Лидия Петровна.

Свою трудовую  деятельность она начала в 14 лет, а в школе — с девятнадцати, и сразу ей доверили старшеклассников: она вела у них математику, физику и немецкий язык. Позже Лидия Петровна стала работать по основному образованию: вести начальные классы.

Мама  всегда была для меня примером доброты и терпения, всегда давала чувство надёжности, прибежища, знания о том, что, чтобы не случилось: буду ли я права или оступлюсь, — она всегда поддержит, примет и вместе со мной проживет этот момент счастья или неудачи.

Мне кажется, что чувство сорадости и сопереживания — одно из ключевых в профессии настоящего учителя начальных классов. Ведь, когда дети поступают в первый класс, никого не зная, боясь выйти «из зоны комфорта», очень важно, чтобы они почувствовали к себе тепло и ощутили любовь. Ведь только из надёжных и доверенных источников мы готовы воспринимать информацию.

Именно глядя на маму и на то, как она взаимодействует с вверенными ей маленькими будущими взрослыми, я и захотела стать учителем.

Когда приходишь в свою школу, будь ты просто выпускник или дипломированный «молодой специалист», для своих учителей ты всегда остаешься учеником, и в этот период очень важно, чтобы рядом был тот, кто поможет «влиться» в коллектив, поможет «взять высоту» преодоления этой олимпийской, порой, планки, смотивируя переход из бывших учеников в коллеги.

Теперь уже и я имею опыт работы учителем почти в тридцать лет в своей родной школе. И на протяжении всего этого времени именно мама была моей поддержкой, когда мне было трудно, и это понятно.

У нее  непростая судьба.

В 1966 году, окончив педучилище в  Смоленске, она приехала в свой родной район на работу в школу. Ей, молоденькой совсем, приходилось иметь дело с учениками чуть младше её по возрасту, но она вела уроки с достоинством, не пасовала перед трудностями.

В 1969 году вышла замуж за одноклассника, который после окончания строительного техникума был распределён в Смоленск. Мама поехала с ним. Там она поступила на заочное отделение физико-математического факультета пединститута, однако, в силу обстоятельств, закончить вуз не удалось. Позже мама вместе с отцом оказались в поселке Голынки Руднянского района. Папа работал на стройке прорабом, а мама поначалу была в декретном отпуске, так как один за другим  появились мы: в 1970 году — старший брат, я — в 1971, потом  младший брат. В Голынках мама не могла устроиться в школу, там вакансий не было. Она стала работать на стекольном заводе. Однако вскоре после рождения младшего сына Алексея, мама с тремя детьми вынуждена была уехать в Игоревскую, где не сразу, а через какое-то время, она смогла устроиться в родную школу, благодаря вниманию и инициативе её директора Чурова Никифора Николаевича, прекрасного человека, замечательного учителя и руководителя.

Сначала Лидии Петровне пришлось вести разные предметы в среднем и старшем звене. А в 1979 году мама наконец-то набирает свой первый класс, и до 2010 года работает в нашей школе учителем начальных классов. Сколько их, мальчишек и девчонок, выучила моя мамочка, с трудом можно сосчитать!

В 1986 году мама вышла второй раз замуж, а в 1988 году в 41 год родила младшую сестрёнку. Как было сложно тогда, не передать словами! Я только-только окончила школу, поступила в пединститут в Смоленске на литфак,  старший брат учился в энергоинституте, младший брат продолжал набирать знаний в школе. Надо было как-то выживать — время было очень суровое. Мама с отчимом покупают корову, при этом домашнее хозяйство уже было большое, а ещё грудной ребёнок на руках. Так как денег в семье не хватало, в полтора года младшую сестру отдают в детский сад, потому что Лидия Петровна выходит на работу в школу. Как раз начинаются тяжёлые девяностые годы. И всегда мамочка старалась со всем справляться…

Школа располагается далеко, примерно в трёх с половиной километрах от нашего  дома. Это сейчас мы подбалованы тем, что ездим на автобусе на работу и часто оттуда тоже добираемся на автотранспорте. А тогда, уже теперь в далёкие годы, ходили пешком. И надо было с хозяйством управиться, печку вытопить, поесть приготовить, конечно, к урокам конспекты написать, придумать что-то творческое, проверить тетради; спать ложиться приходилось поздно, а вставать рано. И мамочка справлялась. Хотя было трудно, ведь задерживали зарплату, в течение нескольких лет месяцами не платили её, и выручало нас домашнее хозяйство. Вот так и жили. При этом мама всегда старалась хорошо выглядеть. Даже в самые трудные годы, когда не платили зарплату, она ходила на работу в школу с гордо поднятой головой и всегда на каблуках.

Я рада, что эти трудные годы позади.

Почти за тридцатилетний опыт работы в школе  я перевидала много разных почерков, но такого как у моей мамы, почти ни у кого не было. Ей уже семьдесят шесть лет, а пишет она до сих пор красивым каллиграфическим почерком. Он в какой-то степени даже детский, буковки округлые — как были при прописывании детям на уроках письма, так такими и остались. Мама до сих пор прекрасно помнит всю программу начальной школы и помогает с ней своим внучкам. Ей хоть сейчас в школу учить детей, но, к сожалению, возраст и здоровье не позволяют…

Помню: буквально перед моим  окончанием школы мама говорила мне, чтобы я  хорошо подумала, прежде чем поступать в педагогический институт, ведь профессия непростая. Однако меня было трудно переубедить, потому что я видела, как мама работает, как она управляется со всеми делами. Мне нравилось её умение делать всё без сучка и задоринки. Она действительно была второй мамой для детей, переживала за них и помогала. При этом ловко делала и дома всю работу. И я очень хотела быть похожей на неё. Думаю, что у меня получилось: моя мечта давно осуществилась.

В 2005 году моя младшая сестра Ольга окончила школу с серебряной медалью и поступила в педагогический университет на физико-математический факультет, в 2010, после окончания специалитета, успешно сдала экзамены в магистратуру; то есть фактически продолжила нашу учительскую династию.

Мама уже 12 лет не преподаёт, но до сих пор коллеги и бывшие ученики с теплом и восхищением вспоминают как она доступно объясняла материал, как она прекрасно выглядела.  При этом она никогда не была карьеристкой, не стремилась к высоким наградам, но к работе относилась с большой ответственностью и серьёзностью, выполняла её творчески, с любовью, заражая всех позитивом.

Что мне особенно нравится в маме, так это то, что она никогда ни с кем не конфликтовала, а если случались какие-то разногласия, то всё решала спокойно, рассудительно, никого не обижая, всегда умела найти нужные слова.

Поскольку работы было всегда много, периодически и мне приходилось помогать Лидии Петровне в подготовке всевозможных дидактических материалов: рисовать стенды, стенгазеты, что-то оформлять для наглядности на уроках.

Да, время идёт…Теперь и школа не та, и дети другие, но что не меняется и не должно меняться — так это отношение учителя к своему делу. А это возможно благодаря преемственности. Если мы будем учиться и равняться на лучших. И я очень рада, что для меня примером достойного отношения к своей профессии была и остаётся моя мама.

Елена Иванова, Игоревская средняя школа


Героям России

Мой дед – Евтихов Михаил –
Когда-то покорял Берлин.
На танке шёл через огонь,
Порою в руки взяв гармонь.
Он видел пытки, страх и смерть,
И сотню раз мог умереть,
Но шёл вперед, давя врага,
Хоть жизнь была и дорога.
В каких-то 20 с небольшим –
Он был несокрушим;
И таковым был весь наш люд:
Иных в России не куют!
Сражался храбро, воевал,
Европу он освобождал
И у фашиста выиграв бой,
Пришёл с медалями домой!
С тех пор прошло немало лет,
Но мало изменился свет:
Нацизм лютует до сих пор!
И снова русский даст отпор!
Опять весь мир спасет один,
Хоть нынче цель и не Берлин!
Чтоб рядом зло искоренить,
Насмешки, пытки прекратить,
Собою жертвуя опять,
Пошел он нечисть выгонять!
Всех тех, чьё имя – Героизм,
Кто не упал морально вниз,
Кто не продался за доллар,
Шагнул за нас за всех в кошмар,
Не предал Родину свою —
Я стоя их благодарю! 

Ольга Тимошевская (Евтихова)

Вам также может понравиться...