В нашей стране все профессии одинаково важны. Но одна из самых главных — это профессия учителя. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг — отдает нам свои знания, вкладывает частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Великое счастье — встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. И такого учителя как правило, не забывают. О таком учителе ученик будет вспоминать всю жизнь, рассказывать о нём друзьям и внукам, по нему будет сверять свою жизнь, считая его идеалом добра. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник — в картинах, скульптор — в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей.
Как быстро и незаметно бежит время. Еще будто вчера стоял сентябрь 1975 года, когда я первый раз переступила порог Холмовской средней школы. В сентябре странный лес — в нем рядом весна и осень. Лист желтеет, а рядом зеленая травинка. Или: поблекшие травы и ярко цветущие астры, теплое солнце и холодный ветер. А иногда на еще зеленой траве нелепо смотрится сверкающий иней. И главная примета сентября — это начало учебного года.
Учительница первая моя
Первый учебный год, первая учительница — это как первая любовь, как первый вздох, как первая весна, как первая зима. Самые яркие школьные впечатления у нас связаны именно с первым учителем, тем, кто открыл для нас двери в огромный мир знаний. До сих пор помню Горисеву Дарью Михайловну — мою первую учительницу в нашей Холмовской средней школе. Она не просто давала нам знания по школьным предметам — она учила нас жизни. Дарья Михайловна знала характер, увлечения, мечты каждого ученика. Преподавала она очень ярко и образно, рассказывала обо всем с восхищением и любовью, и эти чувства передавались всем ученикам. Очень терпеливо и душевно учительница учила тому, что человек должен быть разносторонне развит. И все дети чувствовали теплоту ее сердца и тянулись к ней. Ее дом, всем знакомый в посёлке Холм-Жирковском по улице Советской, никогда не пустовал, к учительнице постоянно приходили бывшие ученики. Дарья Михайловна была очень искренним человеком, и нас она учила именно этому. Не столько на словах, сколько на деле, на своем примере объясняла нам, что нужно с любовью и пониманием относиться к другим людям, быть трудолюбивыми, уметь радоваться работе.
Дарья Михайловна учила нас в 1-2 классах, а в третьем — после разделения класса — нас продолжила обучать Мария Ильинична Лопатиленкова. Добрая и строгая одновременно, с тонким чувством юмора, Мария Ильинична видела в каждом из нас личность. Она позволяла нам спорить, высказывать своё мнение. Мы не боялись быть непонятными и неуслышанными, жадно ловили каждое ее слово. Вместе с учительницей и литературными героями мы учились быть целеустремленными, ответственными, преодолевать трудности. Она никогда не повышала на нас голос, своей мудростью, тактом очаровала и покорила нас. А мы в свою очередь старались не огорчать любимого учителя. Неугомонная, ответственная, добросовестная, она и на переменах всегда была с учениками. Всю себя отдавала служению детству. И сегодня мне кажется: зайду в школу и услышу мягкий, звонкий голос любимой учительницы, который вернет меня в детство. Поэтому сегодня я вспоминаю моих первых дорогих учителей с теплотой и любовью.
Мне повезло встретить настоящих учителей
В моей жизни было много хороших учителей, с особым уважением вспоминаю Надежду Дмитриевну Сологубову и Екатерину Терентьевну Калинушкину. Математика — наука среди всех наук, а Надежда Дмитриевна и Екатерина Терентьевна были учителями среди всех учителей. Учителя математики были очень строгими преподавателями, однако теперь я понимаю, что объективность и профессионализм — это величайшее достояние учителя.
Ученики редко приходили неподготовленными к их урокам, ведь одним только взглядом учителей можно определить ученика-лентяя. Надежда Дмитриевна была нашим классным руководителем в 4-8 классах и преподавала математику. Я с уверенностью могу сказать, что быть учителем — это ее призвание. Она всегда была с нами наравне. Она относилась с уважением к каждому из нас, а мы уважали и любили ее. Эта прекрасная женщина — настоящий энтузиаст своего дела. Уроки математики проходили очень интересно: учебник и работа по программе были лишь небольшой частью того, что мы изучали. Очень часто занятия переходили в диспуты, участие в которых принимал весь класс.
Надежда Дмитриевна заражала нас оптимизмом. «Люби, как душу, а колоти, как грушу», — часто шутила наша учительница. Но на самом деле она заступалась за нас перед другими учителями, никогда не повышала голоса, а самым страшным наказанием для нас был ее строгий взгляд. Хочу поблагодарить моего любимого учителя за то, что она учила не пасовать перед сложными задачами, находила слова поддержки в сложных ситуациях, и после школы осталась каждому из нас настоящим другом.
У меня были прекрасные учителя, мне повезло в жизни. В школе у меня была прекрасная учительница по русскому языку и литературе Прохорова Лариса Ивановна. На её уроках мы сидели смирно и боялись ошибиться, потому что знали «её строгий взгляд». К урокам мы всегда были готовы: исписанные тетрадки и вызубренные правила я запомню надолго. Но всё это казалось таким страшным только сначала.
Вступив во взрослую жизнь, мы благодарили учителя за полученные знания, за её необычные уроки и прекрасно поданный материал. Мы полюбили и русский язык и литературу. Невозможно забыть ее уроки, наполненные не только напряженным учебным трудом, но и радостью познания, пониманием гармоничности, стройности речи, ощущением причастности к судьбе родной страны. Сколько душевных сил и энергии отдала эта женщина нам, своим ученикам, научив нас правильно, лаконично, просто выражать свои мысли, красиво и грамотно писать, уважать русскую литературу, находить ответы на главные человеческие вопросы: что есть добро, истина, красота? в чем смысл жизни? что значит любить свою Родину? В чем секрет ее учительского мастерства и таланта? Наверное, истинно русские корни да сама жизнь сделали ее такой: доброй и требовательной, понимающей и строгой, справедливой, мудрой, настоящей Учительницей!
Нашим преподавателем физики был Владимир Александрович Петроченков.
Спокойный и добрый учитель. Он не столько учил нас физике, сколько через физику помогал познавать мир.
— Посмотрите, что вам кажется здесь достойным внимания? — говорил он нам, показывая очередной опыт. И все пытались понять или угадать, что же такое интересное здесь может быть. Ньютон сказал:»Гипотез я не измышляю!» — подчеркивая, что все открытия в физике берутся из наблюдений. Именно наблюдению и учил нас Владимир Александрович. Главное, чем отличался любой урок Владимира Александровича, это особая атмосфера, располагающая к учебной деятельности, атмосфера полного погружения в изучаемый материал. Его как учителя отличала эрудированность, компетентность в сфере своего предмета, он хорошо знал индивидуальные особенности своих учеников, сочетал индивидуальный подход с постоянным контролем над работой ученика. Принципиальность, честность, бескомпромиссность, твёрдая воля — вот качества, делавшие Владимира Александровича особенным человеком, общение с которым запоминалось навсегда.
Учитель географии — это самый уникальный учитель в школе. Только он способен дать детям радость от познания всего многообразия нашей планеты, своей страны и той малой Родины, где живет человек. Именно он ответит на вопросы, почему у полюсов всегда холодно, а на экваторе всегда жарко, почему в Австралии живут кенгуру, а в Европе нет, отчего возникают землетрясения, почему происходит смена времен года. Он формирует целостное представление, осмысление об окружающем мире: о морях и океанах, равнинах и горах, растительном и животном мире, о полезных ископаемых и оболочках земного шара. Он знакомит с политической картой мира, с мировым хозяйством, учит понимать экономические законы. И таким учителем у нас была Зоя Михайловна Александрова.
Прошло почти сорок лет, а я как сегодня слышу голос Зои Михайловны, вижу её у большой карты с указкой в руке. Предвкушая радость урока, мы следим, чтобы была тишина, и слушаем её увлекательный, вдохновенный рассказ как о своей родной земле, так и о далеких неизведанных странах и континентах. Чтобы материал хорошо запоминался, она составляла различные кроссворды, шарады и загадки. До сих пор помним, что если с бурятского слова «ганга» убрать последнюю букву, то получится река Ганг, протекающая в далекой Индии. Помним, как мы, стоя спиной к карте у доски, показывали местонахождение того или иного материка, страны. Она учила нас искать и находить.
Александр Геннадьевич Явойш настолько интересно и увлеченно проводил уроки физкультуры, что мы их ждали с нетерпением. В школе по вечерам стали действовать спортивные секции по разным видам спорта (гимнастике, баскетболу, лыжам, лёгкой атлетике). Спортзал не пустовал даже в выходные дни. Учитель все умел. Он мог продемонстрировать выполнение гимнастических упражнений на снарядах, показать технику ходьбы на лыжах, как разминаться перед тренировкой, учил нас правилам игры в баскетбол. Поучительны были его рассказы о спорте, об известных спортсменах. Как-то раз задал нам вопрос: «Какой вид спорта, по вашему мнению, самый тяжёлый?». Мы дружно отвечали: «Тяжёлая атлетика, штанга». «Нет, — разуверил нас учитель, — это легкая атлетика». И убедительно пояснил на примере бега на средние и длинные дистанции. Позже мы испытали на себе, что и лыжные состязания относятся к этой категории тяжелых видов спорта. Запомнились и походы по памятным местам родного края.
Хочу выразить огромную признательность и благодарность Ивановой Нине Михайловне, моему классному руководителю в старших классах и учителю немецкого языка с 4 по 10 класс. У Нины Михайловны всегда был свой особенный стиль преподавания — целая система, созданная за долгие годы работы. Благодаря ее манере преподавания я действительно полюбила этот язык. Нужно отметить, что немецкий язык никогда не давался мне легко и просто, но Нина Михайловна всегда могла замотивировать учеников. То, как она преподавала немецкий язык, не похоже ни на что. Вместо того, чтобы просто учить нас грамматике и лексике, Нина Михайловна поставила перед собой задачу познакомить нас с языком и культурой Германии. Она часто рассказывала об истории и обычаях страны, всегда подчеркивала, как важно понимать культуру изучаемого языка, чтобы говорить на нем более достоверно. Я и сейчас могу сказать несколько фраз по-немецки.
В сердце сегодняшних выпускников всегда будет оставаться уголок, посвященный школьным воспоминаниям. Проникая в него, они всегда будут представлять силуэт и мудрое лицо директора. И можно с уверенностью сказать, что в тот момент каждый из них захочет снова оказаться рядом с ним и послушать очередной совет, шутку или даже замечание. Среди тех учеников и я. Евгений Ефимович Сологубов был не только директором школы, но и учителем биологии. Да, я не ошиблась, именно Учителем с «большой буквы». На его уроки бежали с охотой и большим желанием. Уроки проходили на одном дыхании и были очень интересны, так как знания, которые давал Евгений Ефимович, были основаны на знаниях учебных предметов и примерах из жизненного опыта.
Добрый пример
У каждого из нас были учителя, благодаря которым во многом определился наш жизненный путь. Замечательно, если есть у педагога продолжатели его дела, преемники. И даже если таких учеников немного, но они есть, — учительская миссия выполнена. В этом вершина его жизни и благородство профессии. Среди выпускников 10 «А» класса 1985 года пятеро закончили Смоленский государственный педагогический институт имени К. Маркса. Продолжили дело своих любимых педагогов. Работали и работают в школах Холм-Жирковского района и сейчас.
Наверное, самое дорогое, что есть у человека, — это его воспоминания. Воспоминания — это то, что мы свято храним в своей памяти и то, что нельзя отобрать у человека никогда. Советское детство, как и детство вообще, не уходит навсегда, оно является в воспоминаниях и снах, а уж школу свою и любимых учителей мы не забудем никогда
Он строит дом отнюдь не на песке,
Фундамент верный заложить стремится.
И что сегодня пишет на доске,
В дела мирские завтра превратится.
Светлана НОВИКОВА (Голубева)