Школьное лесничество учит понимать природу и любить свою Родину

Школьное  лесничество «Друзья природы» Канютинской основной общеобразовательной школы заняло второе место в смотре-конкурсе школьных лесничеств Смоленской области

Экологическое воспитание – один из главных способов привития нравственных ценностей подрастающему поколению. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум формируются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Все мы — дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать ее, разумно пользоваться природными богатствами. И задача школьного лесничества —  неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить  ее доброго друга.

Лесничество «Друзья природы» при Канютинской основной общеобразовательной школе было создано  на общественных началах в 2005 году. Ответственными за его работу  стали учитель русского языка и литературы Марина Валерьевна Жукова и  учитель географии Елена Винальевна Андрианова. А от «большого» лесничества в помощь «маленькому» пришел куратор — участковый лесничий Холм-Жирковского лесничества Сергей Винальевич Михайлов. В этой единой «связке» они и  по сей день работают. Было разработано положение, в котором обозначены цели и задачи: «Школьное лесничество создается с целью воспитания у учащихся любви и бережного экологически и экономически обоснованного социально — активного отношения к лесу и природе родного края; получения и углубления знаний в области лесоведения и экологии; формирования умений и навыков по проведению опытнической и исследовательской деятельности с лесными культурами, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов».

Между школьным и Холм-Жирковским лесничествами был заключен договор о взаимосотрудничестве. Для ведения практической и исследовательской работы за школьниками были закреплены участки лесного фонда общей площадью почти 280 гектаров. А также стала оказываться другая практическая помощь.

На сегодняшний день в  делах школьного  лесничества участвуют учащиеся пятых – девятых классов, всего 20 ребят. 

О практической работе «Друзей природы» нам рассказала Елена Винальевна Андрианова:

— Одна из главных задач — посадка  сеянцев ели и уход за ними на территории Канютинского лесничества, ведение мониторинга состояния лесных насаждений и проведение мероприятий по их защите и обнаружению очагов вредителей леса. Школьники активно занимаются озеленением школьной территории, мест воинских захоронений. Лесничество присоединилось к эколого-патриотическому проекту «Лес Победы», ежегодно высаживая деревья в память о погибших воинах. У нас есть своя  сосновая аллея памяти возле воинского захоронения.  Высаженные деревья напоминают подрастающему поколению о тяжелом времени, которое было пережито их предками в годы Великой Отечественной войны.

Школьники участвуют в  сборе сырья (семян шишек, ягод рябины).  Зимой все это используется для  подкормки птиц. Устанавливают совместно с лесничим Сергеем Винальевичем Михайловым аншлаги на тему «Сохрани лес от огня».

В апреле начинаются традиционные мероприятия по очистке леса от мусора, они продолжаются до сентября. Силами школьного лесничества постоянно очищаются  места отдыха, возле павильонов, где останавливаются автобусы. Они находятся в непосредственной близости от лесного массива.

Один — два раза в год лесничество участвует в санитарной очистке леса (от усыхающих и сухостойных деревьев и кустарников, буреломов и скоплений сухих веток).

Одним из ярких примеров работы школьного лесничества стало создание экологической тропы протяженностью в один километр  со специальным экологическим маршрутом, на котором есть и информационные стенды, и места для отдыха. Оборудование экологической тропы продолжается, и члены школьного лесничества активно участвуют в ее обустройстве.

Ведутся мониторинги по использованию тематических площадок и созданию новых. На экологической тропе планируется установить стенды с информацией о местной фауне, фотозоны и различные инсталляции.

 Школьникам повезло не только с учителями, но и с куратором-наставником от «большого» лесничества. Сергей Винальевич Михайлов — человек, который по-настоящему предан лесу. Эту любовь он старается привить и учащимся.

Совместные походы по экологической тропе, беседы с обстоятельным рассказом о лесе, деревьях, ловушках от вредителей деревьев, гнездовьях птиц. Сергей Винальевич обо всем доходчиво расскажет, объяснит важность размещения искусственных гнездовий  и покажет,  чем и почему отличаются птичьи «домики». Все посадки согласовываются и высаживаются под чутким руководством Михайлова.

При школьном лесничестве создан и волонтерский экологический отряд «Добро». Его участники проводят классные часы с малышами, готовят и распространяют листовки, аншлаги на противопожарную тематику, с правилами поведения в лесу.   В состав экологического отряда входит агитбригада «Экос», репертуар которой строится на экологическом материале. Члены экологического отряда  регулярно проводят праздники с учетом экологического календаря.

Такая деятельность пробуждает неподдельный интерес к проблемам леса. Ведь можно заставить выполнить работу, но нельзя требовать делать ее с душой. Это зависит только от самого человека: интересно ему то, что он делает, нравится или нет. Важно, что дети поняли: лес — это не просто множество деревьев, ягоды, грибы, увлекательные прогулки. Это — живой организм, живущий по своим законам, неиссякаемый источник познания, а может быть, и их будущая работа. И пусть после окончания школы ребята не свяжут свою жизнь с лесным хозяйством, но будут знать лес, любить его и никогда не допустят, чтобы ему нанесли вред. Они не бросят в лесу окурок, не оставят горящий костер, не разорят муравейник, не свезут в лес бытовой мусор. Таковыми воспитают и своих детей.

Как считает Елена Винальевна Андрианова:

— В лесничестве занимаются школьники с различными интересами, поэтому работа выполняется в разнообразных формах, которые могут развить их творческий потенциал.

Принцип сочетания труда и отдыха соблюдается на каждом уровне работы. Совместная деятельность на закрепленной территории, культурно-массовые мероприятия, общие турпоходы  не только сплачивают коллектив, но и способствуют передаче знаний и опыта.

Школьное лесничество — это клуб единомышленников, объединенных главной идеей: самая священная цель — сохранение дикой природы, без которой невозможен не только прогресс человеческой цивилизации, но и сама жизнь человека.

Вам также может понравиться...