Все — таки у русского человека память о Великой Отечественной войне где-то уже на генном уровне. В этом еще раз пришлось убедиться, побывав в деревушке Аладьино.
Пара-тройка домов, по всем приметам возле которых теплится жизнь. Дорога на Устье. Возле нее, чуть свернув направо, четыре приметные березы, словно стоящие в карауле перед памятным знаком.
В годы войны здесь шли ожесточенные бои и осенью 1941-го, и зимой 1943-го. В одном из сражений погибло двенадцать советских воинов, которых местные жители похоронили на окраине деревни. И хотя в середине 50-х годов шло перезахоронение погибших в братскую могилу в райцентре, место первоначального упокоения солдат для жителей деревни оставалось святым. Здесь со временем появился православный крест, установлена оградка. Ухаживали за ним учащиеся начальной школы вместе с учительницей Агриппиной Семеновной Семеновой. Ребятишки и посадили возле захоронения березы. В начале 70-х годов прошлого века начальную школу в Аладьине закрыли. Эстафету от школьников по уходу за могилой приняли на себя жители ближайшего к ней дома. А когда и их не стало, о памятном месте стали забывать.
Анатолий Михайлович Мануйлов родился в Аладьине, с самого раннего детства знал, помнил рассказы старожилов о похороненных солдатах. Всегда у него было желание восстановить справедливость. И он это сделал — вместе с ИП А.В. Орловой. Прежде всего были вырублены кустарники, очищена территория, завезен песок. На месте прежнего захоронения уложена плитка и установлен памятный знак. Березы вновь, как и прежде «застыли» в почетном карауле. В планах сделать ступеньки, чтобы было удобнее подойти к знаку со стороны дороги.
Спрашиваю Анатолия Михайловича: «Почему?»
— Чтобы не забывали.