«Я – это сцена, а сцена – это я»

Театр — удивительный вид искусства, к сожалению, он потерял былую популярность, которая сопровождала его много веков подряд, но всегда будут актеры, которые своей самоотверженной игрой, живыми чувствами и эмоциями «зацепят» зрителя и больше никогда не отпустят.

Для нас, жителей небольшого района, театр, из-за его территориальной удаленности — это роскошь, а его актеры кажутся  звездочками на ночном небосклоне — яркими и отдаленными от нас. Сегодня мы к вам с историей о молодой артистке театра родом из Холм-Жирковского района.

Влада Балакирева — девушка из сельской глубинки, с хорошими внешними данными, которая нашла свое профессиональное призвание на сцене театра. Чуткая, открытая, внимательная, эмоциональная — эти личностные качества то помогали, то мешали ей на нелегком пути к поставленной цели.

Репетиция спектакля «Лизистрата», режиссёр Вероника Аббасова. Театр «Спарта» г. Москва

С детских лет Влада жила в Боголюбове. Когда ей было пять лет, родители переехали в поселок Озерный, что в Смоленской области. Надолго семья там не задержалась, ее постигло горе, после которого маленькая Влада с отцом вернулись в родное Боголюбово к бабушке Вале (по маминой линии), где девочка росла и училась до совершеннолетия.

Ее увлечения всегда были связаны с творчеством  — с удовольствием выступала на школьных концертах, в местном Доме культуры. С самого детства тянулась к рукоделию —  шила, вышивала, вязала крючком, спицами и очень любила рисовать.

— Моя прабабушка Шура (по маме) вместе с дедушкой тоже пели в Доме культуры, и она как-то сказала, что у меня есть артистизм, я на миг подумала: «А почему бы и нет?».

Я не очень хорошо успевала в школе, до восьмого класса у меня были сплошные тройки, а то и двойки, лишь «по праздникам»- четверки, пятерок практически не было. С девятого по одиннадцатый класс  у меня не было ни одной двойки —  вдруг взялась за голову и стала учиться, потому что в один момент поняла — у меня всего год на то, чтобы всё исправить и хорошо сдать ЕГЭ. Нам повезло, что сдавали мы только русский язык и математику.

Была мысль уйти после девятого класса, но папа не отпустил.

«Пойду в искусство»

О Смоленском государственном институте искусств мне рассказала моя знакомая, которая там училась. Будучи в одиннадцатом классе, я съездила в институт на День открытых дверей, а по окончанию школы подала документы сразу на три факультета: «Режиссура театрализованных представлений», «Артист драматического театра и кино», «Актёр кукол». Вопрос выбора профессии передо мной  не стоял, я загорелась мыслью поступить в институт искусств, свою роль сыграло и то, что у меня абсолютно не математический склад ума, а вот без творчества  не могу. Я хорошо запоминаю тексты, люблю разбирать стихи и сама пишу их, — рассказывает Влада.

При поступлении принимались результаты экзаменов по литературе и русскому языку в форме ЕГЭ. В институте будущие студенты еще должны были одолеть отборочный этап — исполнить басню, стихотворение, песню, прозу и танец. К экзаменам Влада готовилась самостоятельно, а с подготовкой к творческому испытанию помогли сотрудники Боголюбовского дома культуры.

— Первый экзамен был на факультете «»Артист драматического театра и кино».  Я решила, что поеду, даже если вдруг не сдам, то еще два варианта у меня есть про запас. Первый раз экзамен отменили, мы с бабушкой приехали на следующий день, тогда я увидела своего будущего мастера курса Ирину Юрьевну Голованову. Она — потрясающая женщина, я до сих пор ею восхищаюсь, плачу, когда о ней говорю, это настолько энергетически светлый, мудрый, справедливый человек, который всегда объяснит, направит на верный для тебя путь.

В момент сдачи экзамена от волнения я была не иначе как в прострации, представила себя, спела, станцевала, а когда вышла — не могла понять, что со мной произошло.  Эйфория ушла, и тут же накрыло дикое волнение: «Скоро огласят список поступивших, и если меня там не будет — что делать?».

После сдачи дипломного спектакля «Карточная игра королевы» по мотивам пьесы Эжена Скриба «Стакан воды или причины и следствия»

Раньше, в голове перебирая разные профессии, думала от безысходности: «Ладно, пойду в искусство», но примерив на себя роль артиста, загорелась желанием поступить, я четко поняла, что мне это очень нужно, что, упустив эту возможность, буду мучиться.

Слушая абитуриентов, я все ниже опускала голову — кто-то мастерски играл на фортепиано, кто-то уже успел сняться в кино, я же — чистый лист, и только деревенский ДК за спиной. Я даже на спектакли не ходила, потому что было сложно добираться до Смоленска, и не у кого было остановиться, ведь спектакли идут вечером.

С переживаниями справиться не получалось, и в голове я крутила: «Если меня не будет в списках, то пойду в колледж и буду воспитателем, как моя бабушка. Стерпится, слюбится, как говорится».

 Моя фамилия прозвучала! Девяносто два балла из ста! Я была ошарашена, и, конечно, безумно рада, … но я не знала, что меня ждет.

Учись, студент!

Первое сентября новоиспеченной студентке запомнилось не торжественной обстановкой, а вестью о расписании занятий, институт ждал обучающихся утром в половину девятого, а отпускал лишь в семь вечера.

 — Тут для меня начался полный ад, — делится Влада. — Было сложно усвоить объемный поток информации, а еще сложнее правильно ее принять.  Что такое актерское искусство? Это нужно прочувствовать глубоко и тонко, чтобы понять, что ты на сцене, не кривляешься или что-то из себя строишь, как некоторые считают, нет, ты живешь жизнью своего героя, будь то старуха или ребенок. Ты им становишься и стараешься донести мысль до публики.

 Я много читала, вникая в каждую строчку, очень уставала. Подруги из других вузов меня не понимали, они заканчивали учебу в три часа дня, а я приходила домой к восьми вечера. Времени на подготовку к предметам, общеобразовательным и профессиональным, оставалось совсем мало.

Было много моментов, когда я хотела уйти из института, перевестись на другую специальность, сказывались усталость, семейные обстоятельства, но, прислушиваясь к себе, я понимала, что даже на каникулах скучаю по сцене, — признается девушка.

В конце каждого семестра студенты сдавали экзамены по актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению. Мини спектакли представляли собой этюды, которые выстраивались в общую картину. До третьего курса будущие артисты не допускались на сцену и выступали только в присутствии преподавателей.

— Шел третий курс, мы ставили спектакль по рассказам Михаила Зощенко, всего их было шесть. Я сыграла аристократку в одноименном рассказе «Аристократка», тогда мы вышли на сцену и показали спектакль перед зрителем. На него  приехала моя бабушка. Было страшно, нужно все сделать с первого дубля, «переснять» свой монолог не получится. Даже если на репетиции ты сыграл хорошо, то на выступлении может быть все иначе — перед тобой публика.

Спектакль по рассказу Михаила Зощенко «Аристократка». Влада Балакирева в главной роли

У нас все получилось. Я вдохновилась выступлением. Когда ты выходишь на сцену, ты обо всем забываешь, в наших профессиональных кругах говорят, что сцена лечит, для меня это так.

Я часто болела в зимние сессии, часто сдавала экзамены с температурой, но ни в коем случае не показывала свое плохое самочувствие, могли отстранить от экзамена, а это коллективная работа, и, значит, я могла подвести своих однокурсников. Я шла выступать, а потом будто легче становилось…

На четвертом курсе мы ставили дипломный спектакль «Карточная игра королевы» по мотивам пьесы Эжена Скриба «Стакан воды или причины и следствия», по этой же пьесе писали диплом.

Мое студенчество — сложный, но очень интересный период.

Сейчас с уверенностью могу сказать, что учеба дала мне очень многое — правильно мыслить и выражать свои мысли, правильно говорить, когда надо молчать, когда надо сказать, отстаивать свою точку зрения несмотря ни на что, даже если толпа людей будет против тебя, ты должна придерживаться своего мнения, я научилась стилю, вкусу. За все это большая благодарность мастеру моего курса Ирине Юрьевне Головановой, она заслуженная артистка России, служит в Смоленском государственном академическом драматическом театре имени А.С. Грибоедова. Я не перестану ее благодарить, потому что этот человек сделал меня в плане моей будущей профессии.

На сцене, как дома

Смелая и уверенная в своих желаниях, новоиспеченная артистка точно знала, что если не удастся трудоустроиться в Смоленске, она ни на минуту не замешкается, чтобы переехать в любой другой город. Резюме «полетели» в Москву, Калининград, Краснодар…

В Москву Влада поехала в гости к подруге, там и осталась. Быстро сняла комнату для жилья и нашла работу в театре «Гущи».

— Я — это сцена, а сцена — это я. Выхожу и чувствую, что я, как дома, мне комфортно, мне хорошо, — воодушевленно, с искрящимися глазами рассказывает Влада. — В театре «Гущи» я познакомилась с Ваней, моим женихом, причем оно состоялось прямо на сцене. Это было странно и неожиданно, с тех пор мы не расстаемся.

Еще я устроилась на работу в магазин одежды, но вскоре уволилась, было сложно совмещать две работы, а театр, безусловно, был в приоритете.

Мы с Ваней ушли из «Гущи», театр перестал мне давать то, что я от него ожидала в профессиональном ключе.

Сейчас жизнь Влады наполнена творчеством, как ей и хотелось, вместе со своим молодым человеком они служат в театре «Спарта». Ещё эта энергичная девушка — артистка театра «Энтузиаст», с недавнего времени она подрабатывает на кулинарном шоу «Адская кухня», где за кадром организует досуг для гостей с детьми.

— Я полгода в Москве и ни на секунду не пожалела, что я здесь, что я в театре. В декабре, после спектакля «Лизистрата», прямо на сцене Ваня сделал мне предложение. Так получилось, что я прочно связана с театром, но муж — актер, это последнее, о чем я могла мечтать.

Виктория СМИРНОВА

Вам также может понравиться...