Наш земляк – легендарный контр-адмирал

Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не знает, что такое война. Мы не слышали разрывов снарядов, визга пуль, не прятались от бомбёжек. Мы не знаем, что такое голод. Мы не собирали весной мёрзлую картошку, чтобы из неё можно было сделать что — то съедобное. О войне мы узнаём из книг, кинофильмов, из рассказов наших прабабушек и прадедушек. Конечно, мы должны помнить и чтить тех, кто отстоял нашу свободу, некоторые ценой собственной жизни. Не только помнить, но и передать следующему поколению, чтобы не прервалась ниточка, связывающая поколения. Хочется узнавать что-то новое о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны, внесших свой вклад в защиту Отечества.

О Фотии Ивановиче Крылове я узнала совсем недавно, и меня поразила его судьба. Он родился 26 сентября 1896 года в деревне Шеракино, которая входила в Верховье — Малышкинскую волость Бельского уезда Смоленской губернии, а затем с 1960 года относилась к Верховье — Малышкинскому сельсовету Холм — Жирковского района.

Начало

Сын безземельного крестьянина, он с детских лет познал нужду и тяжёлый труд. Но его уже тогда влекло море. Неодолима была и тяга к знаниям. В деревне он окончил двухклассную школу, работал, а в 1912 году добился приёма в Кронштадтскую школу юнг и затем начал плавать на крейсере «Богатырь». Учился Фотий Иванович старательно, и уже к 1914 году стал старшим юнгой второй статьи. Его зачислили на действительную военную службу в школу командоров Балтийского флота. Окончив школу и классы артиллерийских унтер — офицеров, проходил службу на Русском Императорском флоте. Отсюда и начался его удивительный жизненный путь. О нём много писали советские писатели — Вячеслав Шишков, Алексей Толстой, Иван Соколов — Микитов.

Фотий Иванович Крылов во время Октябрьской революции поддержал советскую власть, с октября 1917 года он — заведующий обучением пулеметной команды Красной гвардии в Кронштадте. В 1919 году он — уже начальник Петроградского военного порта.

На флоте всегда актуальна проблема поднятия затонувших по разным причинам судов.

В 1923 году в СССР создается государственная организация особого назначения в Советском Союзе, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами — экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). В марте 1931 года сюда приходит работать Фотий Иванович Крылов, уже имевший к тому времени опыт работы по подъему судов в Балтийском море. Он назначается начальником Черноморской экспедиции ЭПРОНа, а с января 1932 года — начальником Главного управления, во главе которого он будет целых десять лет. Он был прекрасным организатором судоподъемного и аварийно-спасательного дела, внёс огромный вклад в его развитие и техническое оснащение. Крылов не засиживался в управлении, больше бывал на местах, знал до тонкостей состояние дел на всех морях и возглавлял лично наиболее крупные и ответственные работы, проявляя при этом большую смелость и мужество.

Легендарные операции по спасению на севере судов «Малыгин», «А. Сибиряков», подъему «Садко» и многие другие выполнялись непосредственно под руководством Ф.И. Крылова и были широко известны в стране, как в более позднее время полеты космонавтов. Это был крепкий духом человек. Его отличали простота в обращении, умение заражать людей, энергией и волей к победе. За организацию работ по спасению ледокола «Малыгин» он был награжден орденом Ленина. 4 июня 1940 года Фотию Ивановичу Крылову было присвоено воинское звание «контр-адмирал».

Военные годы

В первый день Великой Отечественной войны экспедиция подводных работ особого назначения включена в состав Военно-Морского Флота, а все имеющиеся силы и средства были нацелены на помощь воюющим войскам. Основными задачами эпроновцев с началом войны стали обеспечение оперативного режима в районах базирования флота, оказание помощи аварийным кораблям, судам и подводным лодкам, получившим боевые повреждения, спасательное обеспечение конвоев и коммуникаций. Судоподъем отошел на второй план.

В августе 1941 года Фотий Иванович Крылов передал должность начальника Аварийно-спасательного управления ВМФ и, оставшись в блокадном Ленинграде, руководил работой оперативной группы, выполнявшей спасательные работы на Ладожском озере и обеспечивавшей движение по Дороге жизни. Всю осень он пробыл на Ладоге. Группа специалистов, которую он возглавлял, сооружала порт на мысе Осиновец, тот самый, что принимал все грузы, шедшие по Дороге жизни с Большой земли. Эпроновцы прокладывали по дну Ладоги бензопровод и электрические кабели…Приходилось спасателям участвовать и в боевых действиях. В одной из операций Крылов был тяжело ранен. Всю тяжелую блокадную зиму Фотий Иванович выезжал на объекты спасательных и судоподъемных работ. Его человечность запомнилась многим. Этот уже немолодой человек делился с подчиненными своим продовольственным пайком, который у него, контр-адмирала, был больше, чем у рядового спасателя.

В июне 1942 года в связи с обострившейся болезнью ног, по решению командования, Ф.И. Крылов приехал в Москву. Он возглавил Речное аварийно-спасательное управление, которое было создано при наркомате ВМФ. Последняя оперативная группа во главе с Ф.П. Крыловым работала на Одере в Берлине.

За годы войны спасатели флота оказали аварийную помощь 745 кораблям и судам, сняли с мели 840 и подняли из глубины 1920 кораблей и судов, проложили сотни километров подводных коммуникаций (трубопроводов и кабелей), восстановили и построили десятки гидротехнических сооружений, схематически проводили работы с взрывоопасными предметами — минами, торпедами, снарядами.

Фотий Иванович награждён орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени.

В 1946 году контр-адмирал Крылов вышел в отставку, а через два года скоропостижно скончался. Его прах был с воинскими почестями перевезен в Ленин-град и там похоронен.

В современной России

В 1989 году именем Фотия Ивановича назван большой спасательный буксир, который занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой и мощный буксир на земле, в настоящее время он находится в составе Тихоокеанского флота России. За особые успехи офицерам — спасателям ВМФ России вручается специальная премия «Лучшему спасателю ВМФ», также носящая имя Ф.И. Крылова.

Мы должны помнить о том, как советские люди, в том числе и мой земляк Ф.И. Крылов, в годы суровых испытаний дружно встали на защиту своего Отечества и, не жалея своих жизней в борьбе за его свободу и независимость, одержали Великую Победу. Герой стихотворения «Я убит подо Ржевом» А.Т. Твардовского завещал нам жизнь — самое ценное, что есть у человека.

Я вам жизнь завещаю, —
Что я больше могу?

Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.

И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

Елизавета ПЕТРОВА,
Никитинская основная школа
(руководитель С.И.Филиппова)

Вам также может понравиться...