Династия длиною в 200 лет

Мы приглашаем вас «переместиться во времени».  1836 год, село Берёза Бельского уезда Смоленской губернии. Здесь в августе месяце в бедной семье  диакона Дмитрия Касаткина родился  мальчик, нареченный Иоанном. Иван Касаткин  через много лет станет известен как Николай Японский,  будет причислен к лику святых русской православной церкви.

Его родственники живут до сих пор в нашем Холм-Жирковском районе.  Его мать Ксения — двоюродная сестра Лелюхиной Анны Арсеньевны (в девичестве Ломоносовой), которая проживала в деревне Горюны, была расстреляна на 98-м году  жизни фашистами во время Великой Отечественной войны, а её дети жили в деревне Комягино (Козлов Василий Фёдорович и Шароева (Козлова) Тамара Фёдоровна), Тамара Фёдоровна работала дояркой в совхозе «Малышкинский» («Томский»). Еще одна их сестра — Чигарева (Козлова) Людмила Фёдоровна сейчас живет в городе Фрязине Московской области. Её воспоминания мы использовали в своей работе.

Николай Японский

Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Бельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и был на казённый счет отправлен в Петербургскую духовную академию, где учился до 1860 года. Молодой человек выказывал выдающиеся способности; предполагалось, что он останется при академии для подготовки к профессорской деятельности, однако решение отправиться в Японию совершенно изменило его судьбу.

Оно было принято неожиданно. 21 июня 1860 года юношу постригли в монашество с именем Николая. 29 июня он был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день — в иеромонаха. В конце июня иеромонах Николай покинул Петербург и три дня провел со своими родными в деревне. Простившись с ними,  отправился в далекий путь. С собою он взял Смоленскую икону Божией Матери, которую хранил всю жизнь.

Дорога в Японию была долгой и трудной. Зиму иеромонах Николай провел в Николаевске-на-Амуре. Здесь он встретился со святителем Иннокентием, просветителем Сибири (в ту пору епископом Камчатским).

Полвека наш земляк провёл в Японии, проповедовал христианство.  По словам самого отца Николая, «японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Однако священнику удалось построить 100 церквей, и более 30 тысяч японцев приняли православие. Первым православным японцем стал миссионер-священник Павел Сивабе, он даже подвергся гонениям. В эти же годы в Токио архимандрит Николай начинает строительство церквей и школы, а потом духовного училища, преобразованного в 1878 году в семинарию. Центром сбора пожертвований для Японской миссии архиепископа Николая стал храм Малое Вознесение в Москве. В настоящее время  на этом месте находится духовно просветительный центр, посвящённый Николаю Японскому.

Очень тяжело было изучить японский язык. На это ушло более 8 лет.

Во время русско-японской войны (1904-1905) святитель Николай не покинул Японию. Русским пленным священник потребовал создать хорошие условия жизни, посещал их, утешал, поддерживал, вёл службу. Всем русским пленным стоят до сих пор памятники, за которыми ухаживают японцы.

Умер святитель Николай в 1912 году на 76-м году жизни. Похоронная процессия протянулась на 10 км, столько было людей, желавших почтить память нашего земляка. Протоиерей И. Восторгов, посетивший Японию, писал: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай»,   и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался «Николай,» и место миссии также «Николай ,» даже само православие называлось именем «Николай.» Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»…»

В Японии святитель Николай до сего времени почитается как великий проповедник и особый молитвенный представитель перед Господом. Память равноапостольного Николая празднуется 16 февраля и в воскресенье перед 10 августа в день празднования Собора Смоленских святых.

В Тверской области существует проект «Путь святителя Николая: от Берёзы до сакуры». Он реализуется уже 3 года. Однако, к сожалению, Смоленщина к этому проекту не присоединилась. «Берёза» — это место рождения Ивана Касаткина. А «сакура» — символ Японии, где и похоронен наш знаменитый земляк. Проект направлен на расширение культурных и исторических связей со страной восходящего солнца, как нередко называют Японию. В городе Белом установлен памятник Николаю Японскому.

Староста храма  Покрова Пресвятой Богородицы села Боголюбово Ольга Алексеевна  Кочергина показала нам  дорогую для прихода икону. «Икона Святого Николая, архиепископа Японского находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы православного прихода с. Боголюбово на иконостасе в первом местном ряду. Помимо святителя на ней изображены Герасим Болдинский и Питирим Тамбовский», — рассказала Ольга Алексеевна.

Священники Лелюхины

К сожалению, о святителе Николае Японском мало знают на Смоленщине, тем более в нашем районе. Его родственница Любовь Дмитриевна Сергушкина работает учительницей в селе Боголюбово. Она прекрасно помнит рассказы своей бабушки Софьи Захаровны Козловой (Лелюхиной)  о семье,  в которой было немало священников. Так получилось, что Николай Японский похоронен в Японии, а родной брат Софьи — протоиерей  Иоанн Лелюхин (1883-1945) — во Франции.  До 1917 года он — настоятель кафедрального собора в городе Архангельске, после революции эмигрировал в Великобританию, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Париже. Он скончался 2 мая 1945 года в Париже.

Еще один брат — Михаил — был расстрелян. Племянник Иосаф (Лелюхин) — в миру Виталий Михайлович Лелюхин (1903-1966) — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины. Он окончил Вяземское духовное училище, и затем учился в Смоленской духовной семинарии, которую он не успел окончить из-за революции. В 1918-1920 годах — в Смоленском государственном Университете, но и его не окончил из-за тяжёлого материального положения и многочисленности семьи. Любовь Дмитриевна вспоминает, что в семье её бабушки было 12 детей, она — самая младшая.

«Революция многое изменила в нашей семье. Священники должны были покинуть Россию или погибнуть. Михаил был расстрелян. Как ни странно, верующее поколение после революции сменилось атеистами. Мой дед, Козлов Фёдор Васильевич, проживал в деревне Горюны и был коммунистом. А его отца — раскулачили», — рассказывает Любовь Дмитриевна.

Когда-то Василий Песков написал: «Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

Елизавета ЛОГУНОВА, школа имени Максима Горького, 11 класс (руководитель Л.Д. Сергушкина)

Вам также может понравиться...