Есть женщины в русских селеньях

Исполнилось 85 лет со дня рождения Почетному гражданину Смоленской области, а также Сафоновского и Холм-Жирковского районов, заслуженному работнику сельского хозяйства Российской Федерации Валентине Дмитриевне Комаровой. Более 40 лет руководила она колхозом имени Урицкого Сафоновского района, сделав это хозяйство одним из лучших в Смоленской области. Награждена орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалями «За доблестный труд» и «За преобразование Нечерноземья». Но линия ее жизни началась из деревни Борялово Холм-Жирковского района. К месту своего рождения она относится с особым трепетом и никогда об этом не забывает.

Мы предлагаем нашим читателям отрывок из очерка писателя Николая Чумакова о жизни и судьбе В.Д.Комаровой.

В очерке «Страда» мне хотелось проследить судьбу смоленской крестьянки, детство которой было опалено войной (в полном смысле этого слова), которая, следуя заветам отцов, не ушла от земли, выучилась, взвалила труд тяжелых колхозных работ на свои плечи и во всем — в семье и работе — была верной помощницей своему мужу, хорошей матерью детям своим. Образ Валентины Дмитриевны Комаровой, председателя колхоза имени Урицкого, дал мне возможность и самому пройтись с ней по ее жизни, которая каждым своим днем похожа на большую, нескончаемую страду.

… С верховьев Днепра шла гроза. Стоит она у окна, глядит в верховья Днепра, откуда накатило тучу: где-то там в Холм-Жирковском районе, на этом же берегу, где она и сейчас живет в Прудках, стоит ее родная деревенька Борялово Стешинского сельского Совета. Если бы вот так приударить напрямик через пойменные луга Днепра, то, пожалуй, часика б за три-четыре и домахала к родимым гнездовьям. Не великая, как видите, стежка-дорожка, а вложилась в нее вся, можно сказать, сознательная жизнь.

И от грома Валентина вздрагивает не случайно. Сколько ей было — шесть или седьмой годик? Но помнится этот страшный день, ох как помнится! Затейливую игрушку принес в избу братишка Алешка. На зеленую репку похожая. Собрались они разглядывать диковинку… да …невзначай и дернули «за хвостик». И трескучим громом разорвалась зеленая репка…

В памяти до сих пор застрял душераздирающий крик брата, его глаза, кровь на полу и на стеклах оконных, которые от взрыва разнесло на мелкие части. И себя она видит, онемевшую, оглохшую, жадно хватающую ртом воздух, захлебывающуюся кровью. Ее, Валентину, надо сказать, чудом с того света возвернул к жизни отец. Двенадцать ран было у девчонки, истекала кровью. Отец сам оперировал ее, спасал, хотя был на войне всего лишь санитаром. Повезти ее в больницу, в район, — по дороге скончалась бы. Память об отце хорошая и у матери, и у детей. Курышев Дмитрий Алексеевич слыл человеком веселым, любил выпить, а на вечерках поплясать. Правда, с годами поутих и отец. Война крепко здоровье подкосила. Да и мать, наверное, знала, за какого атлета замуж выходила. Из-под носа родителей девчонкой из далекой Белоруссии увез Дмитрий Елену — семерых детей родила ему. Без любви семерых не родишь.

Насколько помнится дочери, мать их ни одного рассвета не проспала. Да и она, Валентина, в мать пошла. Когда бы ни легла отдохнуть — чуть только в окнах забрезжит, она уже, как солдат по тревоге, на ногах, при полной амуниции.

Сколько протекло времечка, перемололось и развеялось многое, а вот то, что детство в душу проросло, над тем, видать, безвластны годы забвения: что сохранилось, то и свято!

Для Валентины Комаровой Днепр начинался с порога родительского дома — то тихий, задумчивый в летних зорях, то бурный и раскидистый в весеннее половодье, то вдруг набухающий чернотой в осеннее ненастье. И в самые тяжелые минуты, будто к матери родимой, бежала Валентина на тихие отмели Днепра.

Давно это было или только вчера, только помнится ей, как, задыхаясь от какого-то непонятного чувства, бежала она, не разбирая ни стежек-дорожек, скорей, скорей — к воде, охладиться чтоб!

На вечерке, когда она почему-то больше других отплясывала в кругу подруг веселую «семеновну», выхватил из круга ее Василий, на которого она, девчонка, смотрела, как на чудо: семь лет отслужил в артиллерии, сильный, уже седеющий, вернулся домой, и сколько помнит она еще со школьной семьи — работает парторгом в колхозе. На сколько же старше ее Василий? Любит меня? За что? Кругом столько молодых, красивых. Каждая за счастье посчитает быть женой такого парня.

Как оно потом было — разве все запомнится? Только теперь вдвоем они подолгу прогуливались берегом Днепра — агроном Курышева из колхоза «Свободный пролетарий» и парторг Комаров из ее родной деревни Борялово колхоза «Днепр». И подшучивали люди: кто же кого перетянет в свой колхоз?

Только семьей пришлось ехать в другой район — в Никулино. Когда это было — давно или только вчера?

Вот изба! Уцелела. А вот и правление колхоза, то самое, куда они с Василием Михайловичем на другой же день после приезда отправились на общее колхозное собрание. Не в первый год окреп и оправился колхоз. Но в первый год уже стало видно, что окрепнут и оправятся. Поверили люди в председателя.

Талантливый руководитель, посадив дерево, уже видит, как шумит чаща лесная. Разглядел Василий свой берег, свою будущую новую судьбу, выбрал место и как-то, будто шутя, заявил Валентине:

— В Прудках надо обстраиваться. Туда центр переносить.

Валентине это показалось шуткой, розыгрышем: какая к черту центральная усадьба в Прудках, когда там десяток развалюх, одно название, а не деревня. Наоборот, из Прудков в Никулино люди стали перебираться.

— Не совестно жену разыгрывать? — на шутку шуткой ответила Валентина.

— Совесть, Валюша, надежный фундамент нашего будущего. По совести говоря, в Прудках наше место.

Первое время, когда на собрании единогласно, по две руки, люди поднимали за Валентину при голосовании, она была избрана председателем колхоза на место мужа, которого смерть сшибла буквально на лету. Первое время не могла Валентина сесть за стол, не могла, и все тут. Хоть плачь. Ей казалось, что сейчас распахнутся двери и, улыбаясь, войдет Василий, шутя бросит: «Я ведь, женушка, плот на Днепре мастерил…»

Страда. Вся жизнь ее — одна нескончаемая страда. Порой по-бабски зареветь хочется, да кому обиды понесешь? К тебе ведь идут с обидами, идут с советами и за советами. Терпи, Валентина, терпи.
Правда, будет и радостная минутка, когда сойдутся в клубе на спевках, широко песней оповестят и праздники, и встречу Нового года, и больше других — День Победы.

Николай ЧУМАКОВ ( Из очерка «Страда»)

КОМАРОВОЙ В.Д. — Почетному гражданину
Смоленской области, Холм-Жирковского и Сафоновского районов

Уважаемая Валентина Дмитриевна!

Администрация муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области и Холм-Жирковский районный Совет депутатов сердечно поздравляют Вас с юбилейным днем рождения и адресуют Вам самые искренние и теплые слова признательности, уважения и благодарности за многолетний самоотверженный труд, за большие добрые дела на Смоленской земле.
Вы легендарная женщина-руководитель, которая не только создала дружный работоспособный коллектив, но и сумела в годы кризиса преодолеть период финансовой нестабильности, сохранить его и многие годы держать производственную планку знаменитого колхоза имени Урицкого на высоком уровне.
Хозяйство, которому Вы отдавали сердце и душу, на протяжении долгих лет входило в десятку лучших хозяйств области.
Позади десятилетия плодотворного созидательного труда на благо родной Смоленщины. Оценкой этой работы стали ордена и медали, которые засияли на Вашей груди, почетные звания и уважение людей.
Ваши земляки — холмжирковцы помнят и любят Вас, гордятся Вами. Спасибо за то, что Вы никогда не порывали связей со своей малой родиной, ее людьми.
В этот знаменательный день желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, бодрости духа, долгих и счастливых лет жизни, согретых любовью и теплом Ваших родных, коллег и друзей.
Низкий Вам поклон, дорогая Валентина Дмитриевна!

Ашот ЕГИКЯН, Глава муниципального образования «Холм-Жирковский район»
Валентина КОМАРОВА, председатель районного Совета депутатов пятого созыва

Вам также может понравиться...