Как сделать учебный год удачным: планы и перспективы

Традиционный августовский педсовет прошел нынче в новом формате. В Холмовской средней школе в центре «Точка роста» за «круглым столом» собрались представители всех образовательных учреждений района, чтобы обсудить » управление развитием образования в условиях объективной реальности». Именно так звучала главная тема большого педагогического собрания.

«Не бояться брать ответственность на себя»

Во время работы «круглого стола» к его участникам обратился Глава муниципального образования «Холм-Жирковский район» Ашот Мушегович Егикян. Он в лице собравшихся поздравил педагогов с началом учебного года. А затем определил основные направления взаимодействия муниципальной власти со школами, детскими садиками, учреждениями дополнительного образования.

— Считаю, что все наши учителя и учащиеся с честью вышли из той непростой ситуации, возникшей во время распространения коронавирусной инфекции. Сфера образования — на постоянном контроле у Администрации района, она требует еже-дневного внимания. Я, как Глава района, считаю, что это правильно. Ведь речь идет о воспитании наших детей, подрастающих поколений. В целом для педагогов, воспитателей много делается — Президентом Российской Федерации, Губернатором, не остаются в стороне и местные власти.

Ашот Мушегович подробно остановился на той поддержке, которая была оказана школам и дошкольным учреждения района за последнее время.

Для руководства школы имени Максима Горького протекающая крыша — давняя головная боль. Проблема обострилась и из-за непрерывных дождей. Глава района обратился за поддержкой к региональным властям, его просьба была услышана. На ремонт кровли было выделено немногим больше миллиона рублей, работы начнутся в ближайшее время: аукцион по определению подрядной организации уже прошел. Одновременно со школой перемены ожидают и детский садик в Боголюбове. На его реконструкцию властями региона направлено триста тысяч рублей.

Руководство детского садика «Теремок» неоднократно обращало внимание на необходимость замены системы отопления, оконных блоков. Как заметил Глава района, необходимые средства выделены, начинаются аукционные процедуры.

— Очень жаль, что мы не смогли в этом году оказать необходимую помощь Игоревской средней школе. Но начиная со следующего года, думаю, положение изменится. Проблемы Игоревского сельского поселения мы намерены решать комплексно. Это будет приоритетным направлением в деятельности Администрации района.

Ни одна школа не должна остаться без внимания. В Болышевской основной школе остался один учащийся. Мы готовились, при поддержке руководства регионом, ее не закрывать. Но мама ученика рассудила иначе — ребенок будет учиться в Холмовской средней школе. Я считаю, что она поступила разумно, мальчик должен общаться со сверстниками.

Мы стараемся участвовать во всех программах, проектах, чтобы использовать дополнительные финансовые возможности.
Помощь школам района оказывают и местные предприниматели. В качестве положительного примера Ашот Мушегович Егикян привел Агибаловскую среднюю школу.

— Перед школой дорожки укладываются брусчаткой. Интересуюсь у директора школы. Марина Михайловна Борунова рассказывает, что позвонил Николай Михайлович Жманков и спросил, не будет ли она против, если он выложит дорожки и подъезд к школе декоративной плиткой. В кабинете истории новая оргтехника — купил предприниматель Юрий Михайлович Зуев. В следующем кабинете новая мебель — подарил Жирайр Ашотович Абрамян. Еще в одном кабинете — мебель от завода ДСП. Ремонт кровли в качестве спонсорской помощи сделала бригада ООО «Агибалово», школе пришлось потратиться на покупку шифера.

В Канютинской основной школе заасфальтировали подъездную площадку. Подрядчик, что асфальтировал улицы в райцентре, сделал это в виде спонсор-ской помощи. Крыльцо в школе помогли отремонтировать местные предприниматели Алексей Васильевич Михеев и Владимир Петрович Якунин.

Нужно работать с населением, предпринимателями. Посмотрите, как ухоженно выглядит территория Холмовской средней школы. За ней следят родители учащихся. Не сразу директору школы удалось найти с ними общий язык. Получилось — и дела пошли на лад. Территорию окашивали четыре раза, все деревья окультурены, прекрасный яблоневый сад.

Я вас всех призываю не бояться брать ответственность на себя. Люди у нас, как правило, отзывчивые. Мы должны стремиться к тому, чтобы все у нас было ухожено, красиво.

У тупиковцев — лучший результат

Начальник отдела по образованию Татьяна Владимировна Муравьева подвела итоги работы прошлого учебного года, выделив те проблемные вопросы, которые предстоит решать и в новом, в том числе и по национальным проектам.

В дошкольном образовании решен главный вопрос — очередность, местами обеспечены дети в возрасте от полутора лет. В прошлом году 309 малышей посещали детские садики района, из них — 63 ребенка от полутора до трех лет.

Сформированы группы для детей с особенностями здоровья. В новом учебном году их будет посещать 31 ребенок, среди них дети-инвалиды, малыши с задержками умственного развития, а также имеющие нарушения речи.

В прошлом учебном году в школах района обучалось 906 учащихся. На семейной форме обучения находилось четверо детей, 23 ребенка осваивали знания по адаптированным программам, 6 детей-инвалидов — по программам реабилитации.

Три года подряд в районе наблюдается тенденция к снижению количества учащихся. По предварительным данным к занятиям в новом учебном году приступят 862 школьника, из них 71 первоклассник.

Один из важнейших критериев оценки работы школ — качество знаний. Обучающихся на пять в прошлом году было 110 человек (12 процентов), на четыре и пять — 356 (40 процентов), академическую задолженность имели 24 человека (2,7 процента).

Как заметила Татьяна Владимировна Муравьева, качество знаний в прошедшем учебном году снизилось. По итогам учебного года успеваемость составила 97,3 процента.

82 (все без исключения) учащихся основной школы получили аттестаты. Из 45 выпускников, допущенных до итоговой аттестации, 8 учащихся не стали сдавать ЕГЭ, так как не планировали поступление в высшие учебные заведения.

9 выпускников получили аттестаты с отличием и медали за особые успехи в обучении. С одной стороны, получены высокие результаты, с другой, есть и те, кто не подтвердил их по итогам ЕГЭ, получив менее 70 баллов. Как считает начальник отдела по образованию, это связано с низкой мотивацией, особенно в период дистанционного обучения, часть школьников не справились с самостоятельной подготовкой. А родители порой не в состоянии контролировать учебный процесс старшеклассника.

Одна из главных задач нового учебного года — повышение мотивации, «заточенность» на успех, получение высокого результата.

— Это ежедневная постоянная работа не только с детьми, но и родителями, — сказала Татьяна Владимировна.

Последние два года по результатам ЕГЭ идет ранжирование образовательных организаций по интегральным показателям качества подготовки выпускников. Результат получается путем складывания баллов, полученных по трем экзаменам. Восемь выпускников трех школ — Холмовская (три), Тупиковская (три), Агибаловская (два) — получили суммарно по трем предметам от 221 до 288 баллов.

Лучший результат по показателям качества подготовки выпускников показала Тупиковская средняя школа. Три выпускницы школы набрали суммарно 221, 226, 288 баллов.

Дистанционное обучение: вызовы сегодняшнего дня

Педагоги района обменялись мнениями по итогам работы в условиях дистанционного обучения. Опыт работы в школах района — средних, основных, маленьких, больших, отдаленных оказался различным. Успешность освоения «дистанта» зависела не только от умения педагогов перестроиться ( как раз с этим проблем и не возникло), а и от неустойчивости приема сотовой связи, отсутствия подключения к интернету, отсутствие технических средств у школьников, а порой и учителей, особенно если в семье несколько учащихся.

Как отметила главный специалист отдела по образованию Людмила Алексеевна Симоненкова, к трудностям работы можно отнести неадаптированность программ к нашим условиям.

— Приходилось их дорабатывать в ущерб своему личному времени, семье. Дети не мотивированы заниматься самостоятельно. Мы их этому не научили. Лишь единицы сразу же сумели организоваться.

По нормам мы можем работать на компьютере ограниченный период. В период дистанционного обучения учителя практически не отходили от компьютеров, телефонов. У многих даже техника выходила из строя. Не всегда удавалось обеспечить контроль. Возникал вопрос: «Как отчитаться перед администрацией». На многие вопросы до сих пор нет ответов. И в то же время мы увидели и положительные моменты дистанционного обучения.

Галина Ивановна Косачева, директор школы имени Максима Горького: «Дистанционное обучение началось с шока».

— Нужно было выбирать интернет-платформу. Зарегистрировались на «Якласс». Затем пробовали задействовать и другие. Как потом оказалось, есть предметы, которые вообще не представлены ни на каких платформах. Онлайн мы заниматься не могли, так как связь очень неустойчивая. В Батурине вообще ее нет.

Классные руководители выясняли, какие технические возможности есть у учащихся. Посчитали — 21 ученик имеет компьютер или планшет, 28 — телефоны, в том числе и совместно с родителями, у 25 — вообще нет ничего.

Выходили из положения, отправляя задания на телефон, на электронную почту. В школе было организовано рабочее место, где можно было взять вопросы для подготовки, оставить работы на проверку. В Батурино ездили раз в неделю.

Большинство детей занимались под руководством родителей. Лишь единицы стремились работать самостоятельно. Сложность и в том, что у нас практически нет возможности для доступа к электронным ресурсам. Это сказалось и на результатах ЕГЭ. По большому счету мы не можем учиться не только дистанционно, но и электронно. Поэтому дети и учителя с нетерпением ждут того момента, когда можно прийти в школу.

Михаил Леонидович Анисимов, директор Стешинской основной школы: «У нас был налажен «тетрадкооборот».

— У нас тоже плохо со связью. Так что работать на онлайн-платформах не получалось. Одна треть учащихся не имела доступа в интернет, или не имела никаких устройств для входа. У нас был налажен «тетрадкооборот»- своеобразная почта. И таким образом ни один ребенок не был забыт. Практика показала: дети не умеют заниматься самостоятельно. Но, как потом выяснилось, минус заменился на плюс: самостоятельных детей стало больше. И еще не хватало информации: будет ли продлен карантин или нет.

Ирина Борисовна Лопунова, директор Холмовской средней школы: «Все были увлечены в образовательный процесс».

Сложность — большое количество учащихся. До каждого школьника нужно было «достучаться», наладить обратную связь. Первое, что мы сделали, проинформировали всех родителей о новой форме обучения. Собрали заявления всех родителей о согласии на нее.

Мы смогли обеспечить компьютерным оборудованием тех учителей, кто в нем нуждался. Считаю, что за время дистанционного обучения компьютерная грамотность педагогов школы многократно возросла. Совершен большой технический прорыв, даже внедряя в свою работу мессенджеры. Когда поняли их удобность, работа пошла на лад, все стало намного проще. В мае уже были созданы учительские чаты, использовались групповые звонки, проводились совещания. В каждом классе возникли родительские чаты.

Активно были задействованы интернет платформы, особенно «Учи.Ру» для начальных классов. Использовались и другие интернет ресурсы. Иногда — скайп. Многие проблемы связаны с биологическими ритмами детей, есть «жаворонки», есть — «совы». Кто-то включается в работу с раннего утра, кто-то поздно вечером. Когда ребенок находится в школе, это не так заметно.

Если у детей не было технических возможностей, для них было организовано консультирование по телефону. В Лехмино выезжали еженедельно.

Мы также столкнулись с такой же проблемой, как наши коллеги из других школ, — отсутствие программ по некоторым предметам. Приходилось их разрабатывать самостоятельно. А это отнимает много времени для подготовки. Но это того стоит — идет индивидуальный подход к каждому классу. Учились у друг друга, кто-то создавал свои сайты, странички в социальных сетях. Задания отправлялись как детям, так и родителям — для контроля.

Учителя начальных классов Елена Сергеевна Смирнова (Игоревская средняя школа) и Надежда Андреевна Верзилова (Холмовская средняя школа) поделились свои опытом работы. Оказалось, что дистанционная учеба может сплотить родителей и детей, приносить радость и вносить разнообразие.

Сложнее оказалось найти приемлемые варианты обучения учреждениям дополнительного образования — спортивной школе и районному Дому творчества детей и юношества. Но и у них накоплен определенный опыт. О нем рассказали директор спортивной школы Надежда Николаевна Мартынова и методист Дома творчества Анастасия Викторовна Шилина.

Многие наработки, безусловно, останутся в учительском арсенале.

Подготовила Галина ЦВЕТКОВА

Вам также может понравиться...