С руководителем Холм-Жирковского филиала СОГУП «Смолавтодор» Тамарой Анатольевной Толмачевой мы встретились накануне профессионального праздника дорожников. Первый вопрос, конечно, о цифрах – показателях.
На год на содержание дорог нам было выделено почти 39 миллионов рублей — на лето и на зиму. Кстати, столько же средств отпускалось и в прошлом году. Летом занимаемся ямочным ремонтом, профилировкой гравийных дорог, вырубкой кустарников, установкой дорожных знаков, покраской разметки. Зима — это расчистка дорог, подсыпка ПГМ в гололед.
Помимо этого у нас на обслуживании 12 мостов. Специальной бригады нет. Если в прошлом году обслуживанием мостов занималась сторонняя организация, выигравшая аукцион, то в нынешнем эту работу проводили работники бухгалтерии и я. Утром работали с документами, а затем ехали красить разметку, барьерные ограждения, перила. Главный инженер, водитель — окашивали обочины.
Чаще мы видим дорожников, когда они занимаются ямочным ремонтом. А полноценный ремонт каких-то участков дорог удалось провести?
В этом году был запланирован ремонт одного километра дороги в сторону Боголюбова — в щебеночно-песчаном варианте. Там огромные ямы, профилировать их нельзя. Технология ремонта такова: нижний слой — 15 сантиметров ПГС, верхний — щебень, дорога поднимается на 30 сантиметров. Но эту работу мы еще не начинали. Материал полностью завезен на базу. Уйдем с ямочного ремонта, будем заниматься этой работой. С асфальтом нынче мы практически не работали, да и ямочный ремонт чаще проводили «картами». У нас нет асфальтоукладчика. Если раньше работали «под грейдер», то теперь этот метод считается некачественным. Так что мы используем лишь эмульсию.
У предприятия был когда-то в наличии асфальтоукладчик?
Никогда не было. Использовали в давние времена волокушу, которую таскал грейдер.
Планируются ли на территории нашего района работы в рамках национального проекта?
Сейчас в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Сафоновском, Вяземском районах отремонтировано по нескольку километров. На следующий год запланирован ремонт 6-ти километров по территории Холм-Жирковского района в сторону Агибалова.
Какие-то коммерческие проекты у вас есть?
Немного работали по райцентру, в Канютинском, Никитинском сельских поселениях — занимались ямочным ремонтом. В основном в сельских поселениях востребованы услуги грейдера.
Как обстоят дела с техникой?
За последние три года новой техники не поступало. Нам бы хотелось иметь машину для ямочного ремонта, и нам её обещают в нынешнем году. Сейчас им занимается бригада из шести человек, при наличии специальной техники — водитель и оператор. Освобождаются люди, которые могут заниматься другой работой. Работа у дорожников очень тяжелая. Приходили сезонные рабочие, один человек отработал лишь четыре часа — не выдержал.
Все в районе знают, как строить дороги. Идет ремонт, почти каждый остановится и скажет, что мы делаем не то. Но никто не знает, каким трудом эти дороги достаются. Конечно, дороги в районе оставляют желать лучшего.
Сколько человек сейчас работает на предприятии?
35, вместе со сторожами и ИТР. Практически все в возрасте — 58, 60, 62… Есть вакантные должности. Молодежь приходит и уходит, механики не держатся, не говоря уже о механизаторах и водителях. Техника ломается, выходит из строя, её постоянно надо ремонтировать. У нас нет такого, что идет дождь, и мы идем домой. Одних не устраивает зарплата — 15-20 тысяч, других — график работы. У нас ведь нет по 10 дней выходных. Зимой в снегопад нужно выехать в четыре часа утра, чтобы к первому автобусу дороги были расчищены.
При всех издержках, коллектив хороший, работоспособный. В свое время его значительно сократили, так что во многих случаях у людей появилась дополнительная нагрузка. Из планово-технического отдела остался один специалист, и когда уходит в отпуск — для нас сродни стихийному бедствию. Специалист-инженер ПТО Людмила Витальевна Бодунова работает с 1980 года, знает не только каждый поворот, но и каждый куст рядом. Очень отзывчивый человек, настоящий профессионал. Ее и в «Автодоре» ценят.
Костяк механизаторов, водителей — Юрий Иванович Звонков, Александр Федорович Румянцев. Они давно работают на предприятии. Не так давно работает трактористом Игорь Пунинский, он знает и любит технику. Сел на разбитый трактор, которому уже 35 лет. Игорь его восстановил, и он у него на ходу. Если нет работы на тракторе, садится на любую технику, а порой берет ведро с эмульсией и идет на ямочный ремонт. Причем, делает это совершенно спокойно, без пререканий.
Я ведь понимаю и тех ребят, которые могут начать «качать права». Все не очень молоды, у всех «сорваны» спины, и когда начинаешь говорить, что нужно выпиливать кустарники, носить ведра с эмульсией, возмущаются. Но, высказав всё, всё же идут и делают: «ну раз так надо». Я их ценю и уважаю за это. Нам бы новую технику!
Мастера Сергей Николаевич Симонов и Якшевич работают тоже не первый год. Одна вакансия свободна, поэтому они установили свой график работы, как им удобнее — работают сутками. Нареканий на расчистку дорог, в отличие от наличия ямок на дорогах, у нас нет.
Что бы Вы хотели пожелать коллективу в канун праздника?
Спасибо за то, что, зная, как неблагодарен наш труд, вы работаете. Успехов вам. Здоровья, благополучия родным и близким.
Спасибо, Тамара Анатольевна, за рассказ. Успехов в вашем нелегком труде.
Беседовала Галина ЦВЕТКОВА