Свой юбилей отметила ветеран труда Галина Петровна Журавлева. Было время, когда ее имя знали все сельские труженики района, да и не только они. Почти 40 лет Журавлева отдала работе в «Агропрохимии». Долгие годы она возглавляла эту организацию, став единственной женщиной-руководителем  среди  предприятий подобного профиля.

Галина Петровна смеется:

– Когда меня коллектив избрал директором, пришла в управление сельского хозяйства – одни мужики. Но они быстренько сориентировались: «В обиду не дадим». В области  были заместители женщины. Работалось мне среди мужчин  легко, без сплетен и скандалов. Но вот понимают только «русский язык», без этого никак. Особенно с грузчиками.

Родилась она в Кардымовском районе, в обычной крестьянской семье, знавшей и нужду, и тяжелую работу. В школе хорошо училась, была любознательной, все схватывала налету. Сама решила – после восьмого класса будет поступать в Шанталовский техникум на агрономическое отделение. Училась отлично, получила «красный» диплом и поехала в Холм-Жирковский район по распределению.

– Почему выбрали его, наверное, предлагали и другие?

– Не знаю, решила так. В те времена здесь работало много молодых специалистов, в том числе окончивших наш техникум. С некоторыми была знакома. Конечно, жилось здесь не так легко, дорог не было, «только самолетом можно долететь», но я не пожалела. И сейчас район очень люблю, он родной.

Молодого специалиста назначили сразу же на должность главного агронома по минеральным удобрениям и ядохимикатам районного объединения «Сельхозтехника». Для нее все было в новинку, так что пришлось всему учиться в процессе самой работы. Потом уже из отдела,  в котором начала работать Галина Петровна и «выросла «Агропромхимия» – солидная организация, с числом рабочих за сотню человек.

«Агропромхимия» была призвана оказывать помощь хозяйствам района в повышении плодородия полей, а значит быть союзником в улучшении благосостояния селян. У нее была своя база  В Холм-Жирковском, Канютине, приличный парк техники. На железнодорожную станцию поступали тысячи вагон с удобрениями для колхозов и совхозов. Механизаторы вносили на поля органику, известь, фосфорную муку. Государство в те времена вкладывало большие деньги в сельское хозяйство. Причем, несмотря на кажущуюся сезонность, работа находилась и зимой, и летом. Зимой расчищали на полях специальные проезды и площадки, по которым свозили органику, торф, известь. Потом их перемешивали бульдозерами и эту смесь,  летом вносили на поля под озимые культуры. Занимались и химпрополкой, и защитой от насекомых-вредителей.

Галина Петровна рассказывает, как непросто было работать, особенно на разгрузке удобрений в Канютине. На выручку приходила смекалка рабочих, когда изобретались все возможные приспособления. За простой вагонов ведь нужно было платить.

Не могу не спросить Журавлеву, земли,  каких хозяйств района отличались плодородностью.

– Безусловно, колхоза «Днепр». Чистые, ровные, там было мало лесов и кустарников. Восьмидесятые годы было очень насыщенными – и в жизни предприятия, и района. Пошел хозрасчет, механизаторы получили дополнительный интерес. Я прихожу на планерку к 7 часам утра, а они уже на работе. Была большая заинтересованность. Когда директором избрали: мне вся разруха 90-х годов досталась.

– Как Вы считаете, можно было тогда спасти сельское хозяйство?

– Все можно было. Не будь кошмарной налоговой политики и многого другого. Потом стало понятным, что все идет к банкротству, прошла через все арбитражные суды. Самое главное тогда было, помочь работникам найти работу, получить свои законные выплаты. Мы ведь жили по «бартеру» в те годы, «живых» денег даже я, как директор, не видела. Смешно сейчас, но чтобы дочке платье на выпускной купить продала две коробке масла. Все пережили, думаю, что рабочие на меня не обижаются. Обидно было до слез, когда нашу производственную базу уже конкурсные управляющие продавали. Хотя у нас не было колоссальных долгов. Но угробила налоговая политика, проценты банкам и прочее. Был интересный проект у предприятия – теплицы. Почти все сделали, но, увы…

Счастливо сложилась и личная жизнь Галины Петровны. Со своим будущим мужем Анатолием познакомилась, приехав на каникулы к маме. Завязалась дружба, но Анатолию нужно было уходить в армии, и попал он в Морфлот, где тогда служили три года.

– Он сразу решил – после службы сразу поженимся. Подчинилась. Приехал он в Холм 31 декабря 1968 года, а в январе мы свадьбу сыграли. Прожили 54 года. Золотую свадьбу сыграли, причем в один день с дочкой – они с мужем серебряную свадьбу отмечали. Случился инсульт, двухметровый, очень веселый человек стал беспомощным, хотя голова у него прекрасно работа. Тогда поняла, что самое страшное – это когда за тобой ухаживают, а ты ничем не можешь помочь. У нас прекрасные три дочери, шесть внуков, правда, пока правнуков нет.  Муж по дальним рейсам ездил, я целыми днями работала, а наши девочки за домом и хозяйством следили. Все умели.

Галина Петровна активная участница Клуба золотого возраста. Участвует во всех мероприятиях, что здесь проводятся. Вместе со своими подругами по клубу шьет костюмы, участвует в дефиле. Новый выезд в Игоревскую. Она еще и прекрасно поет.

– Не надо сидеть и ждать смерти. Можно сесть и не двигаться, но это не для меня. Вот фильмы смотреть по телевизору не люблю. А вот политические передачи – мое.

И по секрету сказала, что надо намечать планы и выполнять их. Тогда все получится.

Галина Цветкова

Вам также может понравиться...