Для тех, кто родился и вырос в СССР, елочные игрушки из ваты символизируют тепло семейных традиций, навевают дорогие сердцу воспоминания, счастливые эмоции и возвращают в детство. Они передавались «по наследству» детям и внукам, радовали собой не одно поколение. Только теперь ватные игрушки — редкое явление, а ремесло их изготовления до недавних пор было забыто.
Алевтина Васильевна Кремнёва из Холм-Жирковского уже год занимается созданием ватных игрушек.
Ее куколки – настоящие мини-произведения, каждая по-своему хороша и уникальна.
“Ватники” необычайно притягательны, смотрят на тебя как живые, а ты на них – в ответ, и не можешь отвести взгляд, рассматриваешь все детали, проработанные точно, мастерски.
Алевтина скромничает, называет себя ученицей, но очень любит то, чем занимается, любит своих кукол и называет ласково – “детками”.
– Как давно Вы в творчестве?
– Оно всегда было в моей жизни: плела из бисера, вязала, в том числе игрушки, давно занимаюсь лепкой из соленого теста, я и сейчас леплю с детками на кружке в детском саду. Но ватные игрушки оказались мне ближе всего, они ”взяли” своей милотой, что ли…
– С чего началось ваше занятие по созданию ватных игрушек?
– Увлечение началось со школьного задания. Дети хотели поучаствовать в школьном конкурсе “ЭкоЁлка», и мы решили сделать что-то необычное. Пришла идея смастерить девочку в костюме ёлочки. С Машей, старшей дочерью, стали искать идеи в интернете, наткнулись на ватные игрушки. Показалось интересным, начали мастерить. Дочь делала елочку под моим руководством, а я – девочку со снегирем. Сделали очень быстро — буквально за два вечера. Своими трудами были очень довольны. Мне работа показалась просто гениальной. Материала ушло совсем мало: то, что было в домашней аптечке. С сыном Елисеем сделали елочку «с лицом». Машина елка “не прошла”, а работу Елисея оценили.
Дочь сделала свою игрушку и забыла, а мне очень понравился сам процесс. Сделала еще несколько игрушек, мастер-классы не смотрела, только листала картинки с “ватниками” и читала информацию в интернете о том, как делаются такие куклы. Результатом осталась довольна – меня не смущало, что торчала вата, глаза «смотрели» в разные стороны, а руки были “колесом”, и, вообще, одежда местами не прокрашена. Тем не менее, они казались мне восхитительными. Уже теперь, когда смотрю на них, понимаю, как они далеки от совершенства.
– Для меня, как и для большинства, процесс создания ватной игрушки – интересный и таинственный. Расскажите о нем.
– Процесс, действительно, очень интересный. Внутри – проволочный каркас. Из проволоки делается “скелетик”, обматывается ватой и закрепляется нитью, чтобы она не скользила. Дальше скелетик обклеиваю ватой с помощью клейстера. Именно клейстера, а не клея. Многие мастера используют клей ПВА, такая игрушка будет лучше держать форму, но мне ближе натуральное, в том числе и ткани – хлопковая, льняная вата. Синтетику использую очень редко, если только для меха на шубке. Из красок люблю акварель, с ней цвет получается легким, акрил использую мало.
В числе моих рабочих материалов есть и шерсть. Ее беру, когда делаю животных или шубки для деток, чтобы придать “пушистость”. Вообще, в ход идет всё, что есть под руками – пуговицы, бусины, стразы, бисер.
Работа над куколкой начинается с ножек. Сначала появляются валенки или ботиночки, потом штанишки и складочки на них, затем шубка, голова. Самый интересный момент наступает тогда, когда “вырисовывается” человечек.
Лица появляются на «детках» в последнюю очередь и расписываются заранее. Их я делаю из самозатвердевающей глины, из неё же леплю миниатюрки куколкам, например, птичек.
Появляется лицо: и кукла приобретает свой характер. Бывает, что задумала одно, а смотрю на игрушку и понимаю, что она не хочет быть тем, кем я ее представляла.
Однажды, делала лыжника, в руки дала палочки, приклеила лицо, держу в руках, а он смотрит на меня, и становится ясно, что никакой он не лыжник и лыжи в руки брать не хочет. Это просто малыш, которому нужен леденец-петушок. Вот так случается, что игрушка сама выбирает, кем ей быть.
Еще многие капризны в фотографировании: с одними фотографии получаются легко и красиво, а другие, очень даже симпатичные и милые, а с какой бы стороны к ним не подошла, все равно выходят плохо.
Когда кукла становится не безликой, то уже относишься к ней, как к живой: стараешься не уколоть и сушишь, не подвешивая вниз головой, а лежа, или ставишь на ножки. Мне часто пишут, что внешне игрушки похожи на моих детей. Может быть…
– Как обучались этому ремеслу?
– Первые игрушки делала по картинке, тогда не знала технологии и секретов изготовления “ватников”. Я нашла мастеров, стала с ними общаться, узнавать о процессе, используемых материалах и перешла с домашней аптечки (ваты) на более дорогие и разнообразные материалы. Игрушки заиграли по-другому. Я почти не использую краски, делаю куколок из крашеной ваты, мне кажется, игрушка так “дышит”, становится “живой”. Одежду своим «деткам» так же делаю из ваты, шить не умею.
Мои дочки тоже интересуются этим занятием. Маша очень творческая девочка. Она внимательно смотрит, как делаю я и повторяет. У нее есть игрушки, сделанные самостоятельно от начала и до конца. И младшую дочь Анюту привлекает процесс, она часто подходит со словами: ”Хочу тебе помочь”. Я поддерживаю инициативу, даю кисточку, и она мажет клеем ватные слои.
А вот сына Елисея такое творчество не занимает, он любит сниматься в видеороликах, что-то рассказывая и декламируя стихи.
– Сколько времени уходит на создание одной игрушки?
– Самые первые игрушки были сделаны за два вечера, но это неправильно. Сейчас на одну игрушку у меня уходит четыре-пять дней, но делаю я их не по одной, а партиями по три-четыре штуки, потому что каждый слой должен просохнуть. На одного малыша (12-13 сантиметров) у меня уходит в среднем четыре дня. Ватный Дед Мороз тридцатисантиметровой высоты создавался три недели. Творчеством занимаюсь только вечерами.
– Создание “ватников”- тонкая работа, а вы в ней и скульптор, и художник. Чем привлекает этот вид творчества?
– Наверное, эта техника мне и нравится тем, что она нескучная, в ней можно быть и тем, и другим, используя разные приемы. В ход идёт всё, что есть дома, а так же все мои знания и навыки в творчестве.
– Как выбираете образ вашего творения — одежда, поза? Это приходит по настроению или обдумывается заранее?
– В основном, прежде чем начать делать игрушку, я ее придумываю заранее: будет это зимняя кукла, одетая в шубку, летняя или детская в карнавальном костюме. Но не люблю делать по картинке, у меня не получается так работать, образ придумываю сама. Идеи беру отовсюду. Как-то делала девочку в костюме снежинки. В детстве у меня был подобный, обшитый блестящей мишурой, помню, она жутко кололась. Свою девочку сделала в таком же костюме, с такой же короной, как у меня была когда-то. Могу начать делать одно, но в итоге выйдет совсем иначе.
– Ваши «детки» будто из советского времени, от них веет теплом и добротой. Эта тема имеет место в вашем творчестве?
– Да, советские «детки» — это мое любимое творение. Люблю делать пятнистые шубки, клетчатые пальтишки. «Мои детки» одеты в валеночки и варежки, теплые платочки и шапки-ушанки или косынки и легкие цветные платьица. Наверное, это привет из моего детства.
Я люблю свои работы. Признаюсь, у меня получается делать куклы из ваты, мне это очень нравится, но я не считаю себя мастером. Настоящие мастера творят чудеса, у них «детки» как настоящие, только с застывшим взглядом. Я еще учусь, и не собираюсь бросать “ватничков”, хочу продолжать, и надеюсь достичь совершенства.
Виктория СМИРНОВА