ЖЕЛЕЗНОЕ ХОББИ

Сегодня мы в гостях у Сергея Явойша, мотолюбителя  со стажем, идейного вдохновителя восстановления мототрассы в деревне  Сельцо

Из спортивной династии

— Родился я в спортивной семье, бабушка  моя, Демещенко  Евдокия  Антоновна, окончила ленинградский институт  физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, пережила блокаду, работала учителем физкультуры, папа, Александр Геннадьевич — Белорусский институт физической культуры в Минске, так же  преподавал  физкультуру в Холмовской школе,  а я —  Смоленский институт физкультуры.  И  эти знания мне на протяжении жизни очень пригодились. Так что у нас спортивная династия.

К спорту меня отец приучал с детства.  Всегда брал с собой на лыжные секции,  я постепенно научился  всем лыжным ходам и бегал на лыжах наравне со старшеклассниками. Совсем мальчишкой и на волейбольную секцию ходил, изучал азы игры, интересно было.  Мы, Колька Калинин, Плешков, Ильин, ещё «сопливые», как говорится, игроки, но уже играли за школу на взрослых соревнованиях. Правда, даже до сетки не доставали, но старались, гордились тем, что нас берут.

В то время у нас районных много соревнований было между командами предприятий: Игоревский ДСП, Стешинская команда, Боголюбово, Агибалово, милиция, райпо. Мы играли в  команде с Владимиром Ивановичем Купцовым, Юрием Константиновичем Егоровым, с папкой моим, и мы рубились со взрослыми наравне. Три раза в неделю были тренировки, и  после уроков собирались, но если плохие оценки появлялись, не пускал тренер на занятия.

После школы поступил в Смоленский физинститут, помню, приехал на автовокзал, сел на трамвай, кондуктор объявил, что едем только до Багратиона, город тогда плохо знал,  ну и поехал. Тут все вышли  и я. Стою. Сумки в руках. Куда идти? И пошёл я по трамвайным путям, дошёл до ЦУМа, там дорога разветвлялась, у прохожих спросил, где физинститут, мне  указали.  Иду дальше, вот так и пришёл учиться, как говорится, дорогу осилит идущий.

После сдачи государственных экзаменов в институте  меня призвали в армию, служил в специальном моторизованном батальоне милиции в Брянске. Вместе с одноклассником Колей Калининым ушли с призывного пункта, вместе выступали за воинскую часть  № 5528 на лыжных соревнованиях. 

Вернулся домой и продолжил играть в районной волейбольной команде, параллельно не теряя интерес к мотоциклам.

Конь  железный

— Любовь к мотоциклам привил мне  папа Александр Геннадьевич. В 4-м классе посадил меня на «ИЖ Планету», помог завести и, подтолкнув в спину,  крикнул: «Езжай, сынок!». Я и поехал …на стадион, сделал два круга и осмелев, выехал на Молодёжную улицу, вернулся домой. А батя, не дождался меня и поехал искать по Холму, тогда у него «УРАЛ» был. Вот так всё и началось. Разрешил ездить только по просёлочному маршруту — от Санова  до  Федина.  Дальше  этих дорог ездить нельзя было, отобрал  бы тогда мотоцикл. Я не рисковал, этих дорог мне хватало тогда, там я учился всем тонкостям езды.

В 2008 году купил  спортивный скоростной мотоцикл  Kawasaki ZZR 400 и стал на нём учиться, потому что специфика управления этим мотоциклом отличалась от отечественных марок. В Сафонове познакомился с такими же любителями, байкерами. Круг  общения становился больше, и вся это история с мотоциклами  затягивала меня всё больше в железную пучину. Тогда я и провёл мотослёт у нас в парке на старой хоккейной коробке для любителей мотоциклов. Здорово было, масштабно, молодёжи много было, тогда верил, что всё и дальше будет развиваться.

Мотокросс как наука

— Мотоспорт стал логическим продолжением моей  любви к мотоциклам. Он не имеет сезонности, и можно гонять круглый год! Знакомство с гонщиком  Владимиром Линёвым из деревни Крапивки, который поддерживал и до сих пор поддерживает спортивные технические виды спорта,  привело меня к решению попробовать себя в мотокроссе. Ездил к нему, учился, это же тоже наука целая. Он и научил меня всем базовым этапам, как правильно работать с дросселем,  заходить на трамплин,  какое положение тела принимать при  заходе в поворот и выходе из него, это очень затягивало, и я понимал, что  с этой дороги свернуть тяжело. Ездил на международный байкерский слёт в Брест, колонна, в которой мы двигались по трассе, насчитывала более 19 000 мотоциклов. 10 лет подряд посещал всероссийский слёт на Ивановском лугу в Малоярославце, где присутствовали 40 000 тысяч байкеров.  Эти встречи, слёты  — неотъемлемая часть жизни любого мотоциклиста. Атмосфера праздника, музыка, энергия драйва и огромной любви к  мотоциклам. 

С инициативной группой  решили привести трассу в Сельцо, которую построили с нуля Кремнёв Виктор, Рыбченко Иван и Ковалёв Владимир,  в более-менее презентабельный вид после долгих лет простоя и стали проводить тренировочные заезды. Сегодня к нам приезжают ребята из Крапивки, Сафонова, Смоленска, Москвы, им очень нравится наша трасса. Все  мотолюбители и жители района, наверное, помнят август 2011 года, когда на спортивной трассе в Холм-Жирковском районе проводились Всероссийские соревнования — третий этап Кубка России по мотокроссу, да и не только в 2011 году.

Хотелось,  чтобы  трасса  продолжала жить и была востребована. Да, она требует  особого внимания к себе, но нам помогают.   Хоненко Николай дает технику при подготовке трассы, помогает в приобретении наградной продукции для соревнований.  Сергей Попов сам  катается и помогает  следить за трассой. Помощь нужна всегда, и покосить, и камни собрать, и молодые поросли вырубить. Так что всегда рады новым помощникам, энтузиасты нам нужны!

 В коляске с напарником

— Владимир Линёв и предложил мне возродить гонки на мотоциклах с колясками. Нашел напарника — Диму Байкова,  и наш экипаж №5  приобретает  мотоцикл с коляской и едет на тренировки  в Крапивку. Здесь  мы снова получаем новый опыт и свою порцию адреналина. Так же тренировались в карьере, коробки, карданы рвали, но тренироваться не переставали.

В 2021 году с Димой поехали в Торжок на традиционные соревнования по мотокроссу, организаторами которых стала Федерация мотоспорта Тверской области. Там были гонщики из Тверской, Новгородской, Московской, Псковской, Ленинградской областей, в мероприятии принимало участие более 80 спортсменов в различных классах мотоциклов. Тогда  наш экипаж №5  стал первым в категории «Мотоциклы с колясками». Принимали участие в чемпионате региона по автомото- спорту «УРАГАН — ПРОФИ 2021» в селе Каспле Смоленского района, где заняли  почётное I место в своей категории.

В Смоленске в этом году открылось региональное представительство Федерации мотоциклетного спорта, и у нее появился интерес к проведению официальных соревнований на нашей мототрассе. В планах провести  один из этапов Кубка области по мотокроссу уже 2 сентября.

Хотелось бы и нашу молодежь на мотоциклах направить в правильное и созидательное русло, чтобы они научились управлять техникой, увлеклись мотокроссом, приобрели опыт безопасного вождения, узнали об экипировке.

***

Про мотоциклистов, людей, у которых «бензин вместо крови», можно говорить бесконечно,  ведь мотоцикл — это не только приключения и адреналин,  это еще и способ расслабиться,  отвлечься от повседневной рутины. Это состояние души. 

Дарья ЕРШОВА

Вам также может понравиться...