До сих пор, даже по исходу семидесяти восьми лет со дня окончания Великой Отечественной войны, нет покоя в сердцах потомков тех людей, чьи судьбы оставили много вопросов. Внуки и правнуки шаг за шагом пытаются восстановить историю жизни бабушек, дедов через официальные источники информации в Интернете, связываясь с родными местами — деревнями и селами, где воевали, где жили их родственники.
В марте этого года в администрацию Игоревского сельского поселения позвонила женщина из Алтайского края. Екатерина взволнованным голосом рассказала предысторию своего звонка.
Она, в очередной раз взявшись за поиски сведений о своих предках, наткнулась на официальный сайт Игоревской сельской администрации, где в исторической справке, к своей большой радости, увидела фамилию своей прабабушки: «Многие патриоты пос. Игоревская погибли от рук гитлеровцев. Среди них председатель Квасовского сельсовета — Наугольникова, которую немцы повесили на тополе».
Фамилия эта малораспространенная, встречается нечасто, да и одно время жила и работала Капитолина Николаевна в Игоревской. Сомнений не было — речь точно шла о прабабушке.
В архиве семьи о прабабушке Капитолине и прадедушке Алексее сведений немного, большую часть знали со слов дедушки Владимира Алексеевича — сына Наугольниковой.
В годы войны поселок Игоревская входил в состав Квасовского сельского совета. Семья из трех человек сначала жила в деревне Квасово, потом в Игоревской. Перед рождением дочери, в 1940 году, снова оказалась в Квасове. Сын Капитолины Николаевны там же и пошел в школу.
В первый год войны мужа забрали из семьи, он был репрессирован и расстрелян. Капитолина с детьми осталась жить у своих родителей. Сейчас недоумение у семьи вызывает тот факт, что жена отказалась от мужа. Предполагают, что и от его фамилии тоже. Почему она так поступила? Остается только догадываться: чтобы спасти семью или по иным, политическим причинам.
Про отца Владимир больше ничего не знал, да и о матери в силу малых лет помнил немногое. Рассказывал, как она брала его с собой в лес к партизанам, а обратно они несли целые корзины грибов или ягод. Печать в памяти оставил день, когда с друзьями бегал по лесу и пришла тревожная весть: «Беги, там немцы мамку твою будут вешать!» Это был сентябрь 1942 года. Толпа, что собралась перед виселицей, спасла мальчишку, не сдала немцам, не указала пальцем на сына той, что приговорена к смертной казни. С этой самой минуты девятилетний Вова с маленькой сестренкой на руках и двоюродным братом пустились в бега. Целый год они скитались, прятались по лесам. Сестра погибла — замерзла. Добрые люди спасали мальчишек от голодной смерти. Владимир Алексеевич вспоминал, как оголодавши ел молочную манную кашу. Молочную! Из тарелки ел, а в котелок глядел — много ли там осталось.
— Дедушка никогда не ел манную кашу, очень ее не любил, неверное, причина из детства… — рассказывает Екатерина.
В 1943 году мальчишки попадают в разные детские дома в Козельске (сейчас Калужская область). Владимир был определен в специализированный детский дом №1 для детей врагов народа.
Владимир Алексеевич всю жизнь проработал на Алтайском тракторном заводе, был хорошим семьянином и очень трудолюбивым человеком.
Семья Екатерины надеялась узнать хоть малость о своем прадеде: «Дедушку очень расстраивало, что он не знает, кем был его отец. Даже фамилия его нам неизвестна».
Владимир Алексеевич знал, что немцы расправились с матерью за партизанские сапоги. Так говорили в толпе перед виселицей.
Владимир Алексеевич не раз писал запросы в Смоленские архивы в надежде узнать о судьбе своих родителей. Из Центра документации новейшей истории Смоленской области пришел ответ, который гласил, что на должность председателя Квасовского сельсовета Наугольникову Капитолину Николаевну назначил государственный орган — НКВД. Приговорена к смерти немецко-фашистскими захватчиками за принадлежность к партизанскому отряду «Народный мститель».
В Игоревской «ходит» совсем иная версия ее гибели.
Наш знаток и любитель истории Владимир Николаевич Блесков рассказал: «Игоревская не раз была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Старожилы нашего поселка рассказывали, что в 1942-ом, после первого освобождения Холм-Жирковского района от фашистов, с приходом весны начались привычные сельхозработы — стали пахать, сеять, надеясь, что фашистская нога больше не ступит на эту землю. За деревней Квасово немцы обустроили кладбище из могил своих солдат. Председательствовала тогда Капитолина Николаевна Наугольникова. По ее указанию немецкое кладбище было перепахано. Ясно, что она, как руководящее лицо, лишь следовала распоряжениям вышестоящих органов. Когда фашистские захватчики снова пришли в Квасовский сельсовет, Наугольникова подверглась страшной расправе. Зачитав приказ, немцы повесили женщину на большом тополе в самом центре поселка, на улице Ленинская. Где похоронена — мне неизвестно. Про мужа Наугольниковой ничего не слышал.»
Краеведу Галине Яковлевне Цветковой при работе с архивными данными в Государственном архиве Смоленской области как-то попалась информация о К.Н. Наугольниковой. В ней говорится о том, что Капитолина Николаевна родилась в 1903 году, окончила сельскую школу, служащая, из рабочих, с 1930 года является членом ВКП (б). До 1937 года работала следователем, заведующей сберкассой, заведующей сельскохозяйственной базой в поселке Игоревская и заведующей культмагазином.
К сожалению, истории жизни некоторых людей растворяются, словно дым, уходят в небытие вместе с ее очевидцами, и шансы восстановить их ничтожно малы.
Только благодаря людям, любящим свою малую родину, удается сохранить хотя бы малые крупицы о людях тех далеких военных лет.
Тополь в Игоревской «прожил» долгую жизнь. В 1972 году местный житель, фотограф, краевед Владимир Макарович Шкабарь на дереве прикрепил табличку: «Здесь была повешена председатель Квасовского сельсовета Наугольникова К.Н.». До наших дней сохранились лишь ее фотография и фотография самого тополя, сделанные Владимиром Макаровичем. Шкабарь составлял летопись Игоревской, собирал документы, фотографии о прошлом поселка. Свой альбом-летопись он передал в районный историко-краеведческий музей. Снимки, что вы видите, как раз оттуда. Спасибо за них директору музея Галине Валентиновне Батюшиной.
Виктория СМИРНОВА