и считаю её интересной», – делится Людмила Ивановна Жданович
В Игоревской четыре социальных работника — Татьяна Михайловна Кручинина, Валентина Григорьевна Морозова, Надежда Нушкалюк и Людмила Ивановна Жданович. Все они сотрудники Холм-Жирковского комплексного центра социального обслуживания населения. У Людмилы Ивановны большой опыт работы в этой сфере, уже двадцать лет она — соцработник.
Это непростая профессия, где «приживется» не каждый. Здесь нужны люди с особым складом характера, добрым сердцем, выдержкой, умением сопереживать, и, непременно, желанием помогать тем, кто в этом нуждается.
Людмила Ивановна в сферу социального обслуживания попала случайно. Она работала в отделе капитального строительства Игоревского деревообрабатывающего завода, а после его банкротства в 2001 году ей предложили стать соцработником. Она согласилась, и неудивительно, ведь для женщины с мягким характером, ответственной, добродушной, тактичной и внимательной к людям — это не сложная работа.
— Я начинала работать с Надеждой Федоровной Горбачевой из Боголюбова. Хорошая, ответственная женщина, она на полгода раньше меня пришла в эту профессию и тоже до сих пор трудится. В начале пути я не раз спрашивала у нее совета.
Сейчас хочется отметить нашего начальника — Людмилу Егоровну Макарову. Это опытный, грамотный руководитель, мы можем обратиться к ней с любым вопросом, она всегда ответит, даст совет, — рассказывает Людмила Ивановна.
У Людмилы Ивановны на обслуживании находится семь человек, большинство — люди, которым необходима помощь не по возрасту, а из-за проблем со здоровьем.
— Раньше всего по два-три человека могло находиться на обслуживании, и почти все были преклонного возраста — восьмидесяти — девяностолетние. Сложнее всего приходилось зимой — встанешь утром пораньше и бежишь чистить снег, ведь бабушкам и дедушкам не выйти никуда. Просили: «Почисти хоть до большака», а до него целый километр…
Работала много — колола дрова, носила, складывала — и так по две машины дров у всех подопечных. К каждому ходила три раза в неделю. Были и «внештатные ситуации» — засорилась печная труба, а звать на помощь некого, привяжу кирпич к веревке — и на крышу. Бывало, и полы мыли — теперь эти услуги платные, — вспоминает соцработник.
Сейчас работа идет по индивидуальной программе, которая составляется на каждого человека в соответствии с условиями проживания. Например, наличие водопровода и газового отопления отменяют растопку печи и привоз воды.
Обязательный перечень услуг для каждого — покупка и доставка медикаментов, продуктов, оплата коммунальных услуг, вызов скорой помощи и сопровождение в больницу.
— Когда едем с подопечными на лечение в город, то обязательно сообщаем в наш центр социального обслуживания. Необходимость в таких поездках возникает, когда нужно к врачу или на обследование у специалистов, которых нет у нас в районе. Перед походом в магазин заранее всех обзваниваю, принимаю заказы, — улыбается Людмила Ивановна. — Я работаю во вторник и пятницу, но если вопрос касается лекарств, иду в аптеку, невзирая на рабочие дни. Мне нравится моя работа, я хорошо живу с людьми, мне хочется им помогать.
Самое сложное в нашей профессии — найти подход к человеку, ведь сколько людей — столько характеров. За двадцать лет работы мне попадались только хорошие люди, не было ни одного сложного, капризного. Когда я начинала работать, мне предложили нелегкого клиента — бабушку, говорили, что никто не может с ней справиться, даже дети жалуются. Да, были упреки, замечания, но ничего, прижились. Я на грубые слова остро не реагирую — улыбнусь, отшучусь, напряжение сразу «тает».
Общение для человека — важная необходимость. Когда прихожу к подопечным, первым делом меня расспрашивают о новостях. Любят звонить, делиться переживаниями, или просто поговорить:
— Люда, ну как дела, ти легла ты спать уже? А я ж тут шла, повалилась…
— Как чувствуете себя?
— Да ничего, заживет.
— Ну здоровья вам.
— Какими человеческими качествами надо обладать, чтобы успешно трудиться в этой сфере? — любопытствую.
— В первую очередь нужно любить людей, уважать, ценить их слова, поступки и внимание, а также быть чутким к каждому.
Людмила Ивановна помнит всех своих подопечных, заглядывает на могилы тех, кто «ушел», поддерживает связь с их родственниками, а они, приезжая на кладбище в Игоревскую из городов, что за сотни километров, останавливаются в доме Жданович, как у родной: «Я рада гостям, дом большой, места много».
Виктория СМИРНОВА