Заместитель Главы муниципального образования «Холм-Жирковский район», начальник отдела по образованию Татьяна Владимировна Муравьёва родилась накануне замечательного праздника — Татьяниного дня, дня всех студентов. Любимая бабушка, хранительница традиций, человек верующий, сама выбрала для внучки имя. А носительниц его, если верить всевозможным толкователям, отличают общительность, целеустремленность, принципиальность, настойчивость. Все это есть и в характере Муравьёвой. Так что любимая бабушка с именем для внучки не ошиблась. Она же, как и мама с папой, поддерживали в ней и зародившийся интерес к профессии учителя.
— С четвертого класса я хотела быть только учителем и никем больше, — рассказывает Татьяна Владимировна. — Училась в малокомплектной школе Монастырщинского района, и ко мне каким-то образом попала методичка с планами уроков. И я стала их писать. В четвертом классе!? Готовилась к профессии. Другого места помимо школы для себя не видела. Только учитель.
Судьба (не иначе) привела Татьяну в Холм-Жирковский район, ставший для нее родным. Она ехала в гости к подружке по пединституту, а встретила своего суженого. На четвертом курсе вышла замуж. Окончив институт, пришла работать в Холмовскую среднюю школу учителем начальных классов, сразу же зарекомендовав себя настоящим профессионалом. Об этом говорит и тот факт, что Татьяна Муравьёва стала победительницей районного конкурса учительского мастерства, хотя в ее «соперниках» оказались такие опытные педагоги, как Мария Эдуардовна Калинина, Ольга Ивановна Казакова, Владимир Николаевич Блесков и другие.
— Когда я писала сочинение к этому конкурсу, то почему-то указала, что мечта моей жизни — появление школы, в которой я могла бы воплотить все задуманное, все свои идеи.
Такая школа появилась — в 1999 году Татьяну Владимировну Муравьёву назначили директором Холмовской средней школы. Директором она стала в 28 лет, возглавив школу, в которой обучалось свыше 800 учащихся.
— Мне всегда везло на людей, которые меня поддерживали. Когда я делала первые шаги в профессии, моими наставниками стали Надежда Александровна Федосеева и Вера Георгиевна Смирнова, которая в то время работала заместителем директора. Это люди, которые научили меня правильно работать, показали, каким должен быть настоящий учитель. Я им благодарна за то, что они столько доброго сделали для нас, молодых специалистов. А уж когда стала работать директором школы, то для меня многое значили поддержка, советы Любови Васильевны Петроченковой, Ларисы Ивановны Ивановой, Раисы Михайловны Куликовой, Евгении Иосифовны Губаревой, Татьяны Петровны Стрижовой, Нины Николаевны Петуховой, Ирины Любомировны Бринчик, которая 16 лет моего директорства проработала завучем. Они приняли меня, по сути девочку, и вырастили из меня настоящего директора. А им можно стать только тогда, когда есть коллектив. У нас сформировалась очень сильная команда, удалось организовать слаженную работу. Всем им — низкий поклон. Всем говорю: вы из меня сделали руководителя.
Татьяна Владимировна возглавила школу не в самое лучшее время. Материально-техническая база оставляла желать лучшего. Протекающая крыша, проблемы с отоплением. Ремонты давно не проводились, финансовых средств ни на что не хватало.
Налаживать школьный быт молодой директор стала с создания собственной школьной столовой, взамен общепитов-ской. Муравьёву тогда поддержал начальник отдела по образованию Валерий Николаевич Шарыкин. Начинали буквально с нуля. Дело пошло, когда столовую возглавила Валентина Васильевна Простакова. Тогда же удалось заняться кровлей, помог Борис Сергеевич Комаров, возглавлявший Холм-Жирковское ЛПУ МГ. С финансовой помощью Газпрома, а было выделено около 600 тысяч рублей, началась замена школьной мебели. Не все удавалось, получалось.
— Порой самой себе удивляюсь, как я тогда справлялась. Только за счет молодости и сильного коллектива можно было тогда работать, выправлять ситуацию. Мне папа когда-то сказал: «Таня, никогда не обижай людей, всегда помогай». Этот совет я всегда помню и стараюсь воплотить его в жизнь. Если есть возможность, помогай.
— Где было сложней работать: в школе, отделе или сейчас?
— На каждом уровне были свои сложности. Учителем — проще, я эту профессию выбрала, до сих пор вижу сны, как я веду урок учителем. Самая дорогая для меня пора, но тогда и родители были немножечко другими. С ними удавалось выстраивать доброжелательные, деловые отношения. Мы были вместе. Может быть, мы подходили по возрасту.
Когда стала директором, было сложно как раз наладить именно отношения с родителями. Евгений Ефимович Сологубов дал очень дельный совет: начать вести уроки и в старших классах. Надо ведь знать всех детей, а не только из начальной школы. Я услышала его — стала вести уроки мировой художественной культуры. Мне это очень понравилось. Стало больше общения со старшеклассниками и их родителями. И дело пошло на лад. На любой работе сложно, но мы как-то умудрялись их преодолевать — с помощью коллектива, родителей, детей. Не могу вспомнить каких-то слишком негативных случаев.
Когда стала работать в отделе по образованию, меня многому научил Олег Петрович Макаров. Нужно было многое понять. У Макарова был большой опыт административной работы, он щедро им делился. Мне очень везет по жизни — рядом всегда такие руководители, у которых всегда можно учиться. Я пользуюсь этим. Учусь у Ашота Мушеговича Егикяна, у моих молодых коллег.
Сейчас на Татьяне Владимировне все социальные вопросы. А их всегда бывает много, непросто их решать, но у нее получается работать в команде, а значит — все преодолимо. Главное же: есть желание работать, преодолевать все трудности. Ведь у нее надежный тыл — муж и сыновья.
— Муж всегда и везде меня поддерживает. Если случались ЧП в школе, он первый приходил на помощь: лез на крышу, спасал школу от потопа, ремонтировал сантехнику. Какое бы предписание мне не давали, он тут же подставлял свое плечо. Дети всегда были под присмотром. У сыновей прошу прощения за то, что, может быть, недодавала внимания, не уделяла столько времени, сколько было нужно. Они не обижаются, говорят: «Мы же все понимаем».
В последнее время Татьяна Владимировна полюбила посидеть в одиночестве, отдохнуть от житейской суеты. А затем приготовить для своих близких что-то вкусненькое. Любит она свой огород, обожает цветы, которые тоже дают заряд бодрости. Вместе с мужем отправляются в путешествия, в последнее время прикипели к Коктебелю, именно эти благословенные места Крыма, горы, моря дарят радость, эмоции, отдых. Жизнь продолжается. Есть женское очарование, любимая семья, работа, которая приносит радость. А что еще надо!
Галина ЦВЕТКОВА