В каждом городе, поселке, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем.
Из рассказа Надежды Петровны Веселовой и Татьяны Петровны Марковой, соседки Зинаиды Яковлевны Жманковой узнала, что по соседству со мной жил замечательный человек, добрый, отзывчивый папа, любящий дедушка, уважаемый, чуткий сосед и отважный солдат — Пётр Григорьевич Григорьеев.
Есть люди, в биографии которых, словно в зеркале отразились значительные исторические события. Именно к таким людям можно отнести Петра Григорьевича.
В его жизни встречалось всё: подъемы, спуски, повороты и препятствия. Это частица жизни простого человека, связанная крепкими узами с историей судьбы нашей Родины, рассказывающая о трудовом и военном времени старшего поколения.
Пётр Григорьевич родился 18 февраля 1926 года в деревне Фильнево Стешинского сельского совета Холм-Жирковского района в бедной семье простых крестьян Панфиловых, Григория и Степаниды. Родители занимались мелким земледелием, а с началом организации колхозов, вступили в коллективное хозяйство. В семье было шестеро детей. Пётр — второй ребёнок, у него было четыре сестры и младший брат Иван.
В положенный срок Пётр поступил в первый класс Дубровской начальной школы. Ходить в школу маленькому Пете приходилось в другую деревню, за несколько километров, учиться было сложно, но интересно. В 1935-1936 учебном году окончил её. Отец с матерью были малограмотными и всегда внушали детям, что учёба — это главный труд, чтобы выбиться в люди и добиться уважения среди односельчан. Парень усвоил наставления родителей и через год стал обучаться в Сумароковской школе Издешковского района. В 1939 году окончил 7 классов и считался в своей деревне очень грамотным и умным.
Но Пётр не собирался останавливаться на достигнутом в 1940 году поступает в Холмовскую школу для дальнейшего обучения. В 1941 году окончил 9 классов и мечтал поступить в Смоленское педагогическое училище. Юноша чётко знал, какому делу посвятит всю свою дальнейшую жизнь. Впереди мечты, планы, молодость, но…
Петру Григорьевичу к началу войны было 15 лет. Он сполна познал на себе жизнь на оккупированной территории. После освобождения района в марте 1943 года, Григорьева призывают в действующую армию.
Зачислен он был в пехотные войска. В январе 1944 года принял участие в Кировоградской наступательной операции Красной Армии по освобождению Правобережной Украины. Но недолго ему пришлось воевать. В январе того же 1944 года Пётр Григорьевич был тяжело ранен и направлен в госпиталь, а затем находился на излечении в городе Кисловодске. Оттуда и вернулся домой в мае 1944 года инвалидом Великой Отечественной войны II группы и с медалью «За отвагу» на груди.
С 1944 года началась трудовая деятельность Григорьева, работал учителем начальных классов в разных школах Холм-Жирковского района. Особенно заполнилось место работы в деревне Ивашково, где он был и учителем, и директором. Много внимания Пётр Григорьевич уделял трудовому воспитанию младших школьников. В школе был земельный участок, на котором дети сами выращивали картофель. На деньги, вырученные после продажи картофеля, покупали для школы чай, сахар и школьные принадлежности: тетради, ручки, учебники и т.д. Сами школьники принимали участие в косметическом ремонте своего класса, поддерживали в нём чистоту и порядок.
В деревне был построен клуб, в выходные там собиралась вся молодёжь, играли в разные игры, пели под гармонь, танцевали вальс, страдания, цыганочку. Особенно любили зимние забавы на Рождество и Масленицу.
В 1950 году познакомился со скромной девушкой Галей Базановой, и в ноябре1951 году они поженились. По меркам того времени семья считалась сельской интеллигенцией, муж — учитель школы, жена — медсестра. Два уважаемых человека в деревне, к которым прислушивались и приходили за советом. Они были образцом советской семьи того времени.
С 1960 года семья перебралась в деревню Ново — Ивановское Агибаловского сельского совета. Пётр Григорьевич с этого года и по 1964 — секретарь партийной организации колхоза «Прогресс» и заместитель председателя колхоза. Занимаемые должности — серьёзные и ответственные, но ему вся работа по плечу. Однако любовь к детям пересиливает и он возвращается в школу.
В последние годы своей педагогической деятельности Григорьев работал воспитателем в Агибаловской школе-интернате, уделяя большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Родители учеников, односельчане и жители соседних деревень уважали и ценили Петра Григорьевича за чуткое и внимательное отношение к их детям. В числе его учеников были и собственные дочери Надежда, Наталья и Татьяна.
В дальнейшем Надежда и Татьяна стали педагогами высшей категории, за плодотворный труд награждены грамотами Министерства образования РФ, нагрудным знаком «Почётный работник образования РФ». В выборе их профессии, конечно же, сказался личный пример отца.
Пётр Григорьевич вел патриотическую работу, был редактором сельской и школьной стенгазет, сочинял стихи, фельетоны на злободневные темы, придерживался активного образа жизни, участвовал во всех мероприятиях, проводимых в школе, и в деревне.
Его жизнь и деятельность была примером для подражания.
После выхода на пенсию трудно было привыкать к новому ритму жизни, когда не надо каждый день спешить на работу.
Именно поэтому, будучи на пенсии, продолжал свою общественную деятельность, оказывал посильную помощь и поддержку участникам Великой Отечественной войны, был председателем Агибаловской первичной организации ВОИ, стоял у истоков создания инвалидного движения в районе.
Изучив историю судьбы своего земляка — соседа, я убедилась, что жизнь этого удивительного человека отражает историю нашей Родины. Каждая веха, десятилетие, время, выдвигает своих героев. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют о себе и своих делах что-то важное, то, благодаря чему их будет помнить другое поколение.
Ангелина СОЛОМОНОВА,
Агибаловская средняя школа,
11 класс