Солнечная фамилия

Мария Григорьевна Солнышкина – удивительный человек. Солнечный, недаром же человеку досталась такая фамилия, позитивный. Для нее, как и миллионов женщин ее поколения, основа всего – труд. Как взвалили на свои неокрепшие плечи послевоенную разруху, так и подняли страну. Благодаря их работе за палочки-трудодни и в космос полетели, и на мировой арене страна силу чувствовала.

Когда началась Великая Отечественная война, ей было одиннадцать. Вторая дочка у родителей, после нее – братья малые, мама, старенькая немощная бабушка – семья. Отец с самого начала войны – на фронте. Главная забота мамы – всех накормить, всех обогреть, не растерять, защитить. А однажды случилось непредвиденное.

– Летом сорок второго года немцы наступали, а наши войска уходили. А у нас корова оставалась, мама ее берегла как великую драгоценность. Сохранила от немцев и в первую оккупацию. Вот мы с ней повели корову на луг, чтобы накормить. На лошади ехал боец, так он повод вырвал из рук. Лошадь подстегивает, корова за ней. Мы два километра за ними бежали, и плакали, и кричали… Для мамы это стало потрясением, она все переживала, чем детей кормить.

Первой умерла бабушка, за нею – мама. В 1944-м году пришла похоронка на отца. Они остались круглыми сиротами.

– Об учебе пришлось забыть. Так и осталась с тремя классами. Стали с сестрой работать, она на два года старше. В колхозе ее обижали, с великим трудом удалось устроиться в Игоревской, там она всю жизнь и прожила. А я в колхозе в 17 лет уже бригадиром была. Брат Ваня в Борисковский детский дом пошел, очень он учиться хотел, а младший – со мной. Не могла я его никуда отдать! Воспитала и в люди вывела.

Перед самой войной папа дом стал строить, да так и не достроил. После уже войны дяди помогли «слепить» домик, чтобы хотя бы крыша над головой была. Кстати, корову нам как сиротам уже после вой-ны дали, только толка от нее не было.

Как считает Мария Григорьевна, удача ей улыбнулась, когда встретила она будущего мужа Ивана, с такой же сиротской судьбой, как и она сама.

– Он у меня хорошим, работящим оказался, водочкой не увлекался. Стали мы жить в Гаврилове, пошла на ферму. Думала, поработаю временно, а оказалось – десятки лет. Когда муж умер, перебралась в Холм, купила домик на Колхозной улице.

А мне запомнилось, как собирались в клубе «Надежда», что работал тогда при районной библиотеке, такие же женщины, как Мария Григорьевна, пережившие войну, много вынесшие, но такие искренние, любящие хорошую шутку и очень милосердные, готовые помочь каждому. А как они пели! Сколько песен знали Мария Григорьевна Солнышкина и Полина Егоровна Акимова, что и не сосчитать, таких теперь и не услышишь. А уж переплясать Марию Борисовну Хохлову не мог никто. Эти женщины умели радоваться жизни и любили ее. Для них и праздник Победы был самым великим.

Марии Григорьевне Солнышкиной, ветерану, труженице тыла, за девяносто. Возраст дает о себе знать – плохо с ногами. А она, живя с дочкой, сетует:

– Как мне хотелось бы поработать. Смотрю, как Рая на огороде работает, так завистно становится. По телевизору только Малахова смотрю, еще «Поле чудес». Но люблю журналы читать.

Мария Григорьевна, пусть годы Ваши продлятся. Здоровья Вам и Вашим близким.

Галина Цветкова

Вам также может понравиться...