Исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженного работника культуры РСФСР Евдокии Сергеевны Шишовой. С ее именем связаны многие страницы культурной жизни района. Созданный ею народный хор продолжает жить и поныне. А на здании районного Дома культуры к ее 90-летию появилась памятная мемориальная доска. Скончалась Е.С. Шишова 15 декабря 2008 года.
Мы решили напомнить нашим читателям об этой удивительной женщине, подвижнице народной культуры. Предлагаем вам материал из журнала «Театральная жизнь», когда творческая жизнь не только самой Шишовой, но и в районе, «бурлила и кипела».
Евдокия Сергеевна Шишова – местная. Правда, родилась она не в самом селе Холм-Жирки, а в деревне Саново, но училась здесь, в селе. Здесь и застала её война.
Холм-Жирки – село глубинное. Леса уходя далеко на юг, сливаясь с брянскими. Но эхо войны быстро донеслось и сюда. Дусе Шишовой вместе с двумя комсомольцами поручили эвакуировать скот под Кострому, в город Нерехту. А когда вернулась в родные места, выполнив задание, пылали вокруг деревни и села, в руинах лежал Смоленск.
В лесах, наводя страх на фашистов, действовали партизаны. Сколько раз обходила Дуся надежных людей, собирая продовольствие для партизан. Но вскоре Дусю, вместе с другими девчатами, погнали в Германию. Дошла она до литовского города Волковыска, а там – сбежала. Шестнадцать дней пробиралась домой. Шла на восток по родной земле. А пришла в село – одни развалины да головешки.
Еще лилась кровь, и гремели выстрелы на западе, а здесь, в смоленской глубинке, стали налаживать мирную жизнь: отсеялись, начали обзаводиться скотом, строиться.
До войны в селе было немало любителей художественной самодеятельности: пели, ставили спектакли. Теперь все надо было начинать сначала. Собралась молодежь. Решили: клубу быть! Купили большой сарай, привезли, своими силами поставили. И потянулись люди на приветливый огонек.
Было это в 1944 году. Как оформляли первые спектакли, сейчас смешно вспомнить: марля да простыни. Тут тебе и декорации, тут тебе и костюмы. И все-таки: осилили даже пьесу А.Островского «Без вины виноватые». Успех окрылил.
С детства любила Дуся музыку. Ещё в школе неплохо пела, хотя нот не знала, а так – «по слуху». Собрала таких же любительниц, как сама. Создали хор. Так с 1947 года и встала во главе холмжирковской художественной самодеятельности Евдокия Сергеевна Шишова.
Сколько песен она разучила со своими хористами, сколько концертов они дали и у себя в селе, и по соседним районам – не счесть. Рос коллектив, росла его популярность, а вместе росли и требовательность, и запросы. Евдокия Сергеевна понимала, что одних природных способностей для руководства таким коллективом мало. Нужны знания, школа.
После одного удачного выступления коллектива на областном смотре художественной самодеятельности в Смоленске, Евдокии Сергеевне Шишовой предложили поступить в музыкальное училище. Это было и заманчиво, и страшно. Она уже не девочка, а начинать надо все с самого начала. Однако, подумав, решилась…
Четыре года пролетели незаметно. Вернулась в Холм-Жирки профессиональным дирижером, хормейстером.
Коллектив за это время не распался. Пока Евдокия Сергеевна училась, за руководство самодеятельностью взялась Галина Чамова и с помощью отца, в прошлом учителя пения, организатора и участника народного оркестра, неплохо повела дело.
На сцене и в жизни
В пустом полутемном зале Холм-Жирковского дома культуры холодновато. Зал большой, на 250 мест и такое же огромное фойе рядом. А на сцене, залитой золотисто-красноватым теплым «закатным» светом, на фоне тронутых осенним багрянцем берез плавно движется хоровод девушек. Стройно, чисто звучит задумчивая песня «В зеленой тихой рощице». Поют хорошо, задушевно.
Вот стоит у «березы» Татьяна Георгиевна Селезнева, старейший участник самодеятельности. Сейчас она уже на пенсии, но даже и помыслить не может оставить любимое дело. Она и в хоре поет, и в драматических спектаклях участвует, а пойдет плясать, любого молодого перепляшет. Это она сегодня с раннего утра пришла в еще нетопленый Дом культуры, чтобы успеть перегладить к репетиции ворох юбок, кофт и сарафанов.
Рядом с ней Нина Матвеевна Кудинова – заведующая библиотекой. В Холм-Жирках она пятнадцать лет, с 1949 года, и столько же времени участвует в художественной самодеятельности.
Поет воспитательница детского сада Светлана Федосеева, плясунья. Местный «хореограф», поставившая и плавный хоровод, и задорную «Веснянку», и танцевальную картинку «На свидании», которую исполняет со своим мужем Петром Ковалевым, врачом больницы.
Песню сменяет пляска, пляску – чтение. И снова – музыка, хор, танец. Идет репетиция театрализованной литературно-музыкальной композиции «Русские березы». Холм-Жирковский дом культуры готовит её е Всероссийскому смотру сельской художественной самодеятельности. Автор, режиссер и музыкальный руководитель этого поэтичного спектакля-концерта Е.С.Шишова.
Мысль о создании такого представления зародилась у неё давно. Был сделан первоначальный вариант, но участников было мало, хор состоял всего из восемнадцати человек. А нынче здесь целая певческая армия – пятьдесят человек и не одни женщины, а и мужчины. Николай Смирнов – шофер, Михаил Иванов – киномеханик, Анатолий Жигунов – автослесарь, Николай Гребенкин – начальник Холм-Жирковского аэропорта, Петр Ковалев и Анатолий Михайлов – врачи.
Вечером в клубе по просьбе зрителей – повторение тематической лекции-концерта «Знаете ли вы о жертвах Бухенвальда?»
А сейчас хористы внимательно следят за энергичными взмахами маленькой Дусиной руки.
– Мужчины, здесь должен потолок рушиться, – восклицает Евдокия Сергеевна. – А ну, ещё раз! – и хор, послушный дирижеру, мощно, страстно подхватывает «Это стонет, это стонет Тихий океан…»
Лидия Петрова, преподавательница немецкого языка, посетила Германию, побывала в Бухенвальде. Об этом лагере смерти надо рассказать людям – было решено на совете Дома культуры.
Так родился замысел тематического вечера, где в живой рассказ очевидца, иллюстрируемый подлинными фотодокументами, сначала вплетается хор («Бухенвальдский набат»), потом звучит песня «Хотят ли русские войны» в исполнении солиста Владимира Соловьева. А в финале, когда на экране идут кадры фильма о Всемирном конгрессе сторонников мира в Москве, звучит радостно и торжественно песня «Пусть всегда будет солнце».
Хорошие помощники
Не сразу, не вдруг собрала вокруг себя Евдокия Сергеевна теперешний актив. Остался сиротой в 14 лет хороший мальчуган с тонким слухом и мягким, приятным голосом – Володя Соловьев. Привлекла его Дуся к работе. И на всю жизнь покорила паренька волшебная сила искусства. Непременный участник агитбригад, солист хора, артист драмкружка Володя Соловьев буквально вырос на сцене. И хотя со дня его первого выступления прошло без малого двадцать лет, Владимир Иванович Соловьев, старший лаборант сырзавода (такой серьезный и строгий, похожий на врача в своем белом халате и белой шапочке в окружении пробирок и колб), каждый раз при выходе на сцену волнуется как дебютант. Под стать мужу в любви к искусству и певунья Катюша – заведующая детской библиотекой. Она тоже местная, только из другого села. Окончила десятилетку, потом заочно пединститут. Веселая, жизнерадостная, она сверкает черными глазами, когда идет по сцене в танце, сияет улыбкой, когда поет. А сейчас впервые выходит на сцену и третий член семьи Соловьевых – шестилетний Саша. Вместе с отцом он серьезно и сосредоточенно поет «Путь всегда будет солнце». В Холм-Жирках рождаются такие актерские династии.
Хорошие помощники у Евдокии Сергеевны: и безотказный, мгновенно схватывающий мелодию баянист Николай Воробьев, и пришедший из армии да так и приросший к Дому культуры художник Михаил Романов, буквально из ничего ухитряющийся делать декорации, придумывать световые эффекты, и Александр Григорьев, солист хора, которому достается от требовательного руководителя больше других – ведь он не только директор Дома культуры, и муж Евдокии Сергеевны…
Два года назад приехал в сельскую больницу выпускник Смоленского медицинского института рентгенолог Анатолий Михайлов. Привез с собой много книг по театру. Еще будучи студентом Анатолий увлекался сценой; владея тремя инструментами, организовал эстрадный оркестр, сам сочинял обозрения, играл в интермедиях, скетчах, конферировал.
Первое эстрадное обозрение «Когда мы не в халатах» прошло с успехом. Второе не состоялось – выбыло много участников. Тогда Михайлов всерьез занялся драмкружком. Запоем читал Станиславского.
Сначала испытали свои силы на одноактных пьесах, потом отважились – поставили «Мать своих детей» А.Афиногенова. В этом году решили показать «Перед ужином» В.Розова. Занимаются регулярно, не реже одного раза в неделю. Не покидает молодого врача заветная мысль о создании здесь в Холм-Жирках и молодежного эстрадного оркестра.
Уже давно старое помещение клуба используется по своему прямому назначению – в качестве сарая, а в центре села выросло хотя и не красивое, но весьма внушительное по размерам здание нового Дома культуры. Но и этот зал на двести пятьдесят мест уже не может вместить всех желающих посмотреть и послушать своих самодеятельных артистов: зрители стоят вдоль стен, толпятся в проходах, в распахнутых настежь дверях фойе. А вот когда «крутят кино», зал не всегда полон. Значит, действительно завоевала любовь и популярность односельчан холмжирковская самодеятельность. Значит, действительно большое дело делает эта энергичная, маленькая женщина с доброй улыбкой, скромная и застенчивая в беседе, волевая и темпераментная в работе.
Журнал «Театральная жизнь», май, 1964 год