Найти своё призвание – это и есть счастье

Когда-то учителей-словесников называли инженерами человеческих душ. Пожалуй, только им больше всех дано провести маленького человека в чудесный мир литературных героев, чтобы научить любить, сопереживать, сострадать, горевать, понимать эпоху. А вместе с этим постигать жизнь во всех ее проявлениях и осознавать свое место в ней. «В начале было Слово…»

Ирина Яковлевна Волосухина – учитель русского языка и литературы Холмовской средней школы. Уже четверть века она учит детей любить и понимать именно Слово. Мы беседуем с ней в редакции, с которой у нее связано много волнительных минут и часов. Здесь работал папа – Яков Васильевич Коновалов, чьими статьями и корреспонденциями зачитывался весь район. Мама Зинаида Романовна долгое время возглавляла библиотечную сеть Краснинского района, а после переезда в Холм-Жирковский работала в райкоме партии.

Казалось бы, девочке из интеллигентной семьи, в три года уже постигшей книжную премудрость, а к школьному возрасту перечитавшей, пожалуй, всю детскую классику, прямая дорога в журналистику или на филфак. Об этом мечтали и родители. Но надо было пройти непрямой путь творческих исканий, чтобы жизнь привела к тому, что тебя больше всего привлекает – к детям и школе. Именно в такой последовательности: дети, школа.

– С детства обожала играть в школу. У меня были тетрадки учеников, в которых писала разными почерками, с ошибками, без ошибок. Наверное, до класса пятого – была учителем для своих кукол. В школе, как и многим детям с широким кругом интересов, мне очень нравилась химия и Вера Николаевна Сергеева, которая ее преподавала. И вопреки воле мамы, пошла учиться на зубного техника. Отучилась ровно год, по химии были пятерки, а профессия вызывала лишь негативные эмоции. Мама радостная: «Теперь поступай в пединститут!» Но поступила в библиотечный. Побывав на практиках в библиотеке, поняла: не мое – скучно. Хотя учебу завершила. И директор Холмовской школы Людмила Григорьевна Зайцева предложила мне поработать в школьной библиотеке. Людмила Григорьевна, присмотревшись, через какое-то время предложила: «Поступай-ка, ты, на филфак».

– Круг замкнулся?

– Замкнулся. Поступила на заочное отделение пединститута. Зайцева тогда уже болела, уходя из школы, передала мне свои учебные «часы». Хотя тогда в Холмовскую школу не брали без педагогического образования. Получается, что Людмила Григорьевна сыграла в моей жизни ключевую роль. С 1999 года работаю учителем русского языка и литературы. Наставником моим стала Лариса Ивановна Прохорова. Вспоминаю ее добрым словом постоянно. Она регулярно подбрасывала идеи, делилась своими мыслями о том, как интересней построить урок. Всю методику мне преподала именно Лариса Ивановна. Огромной практикой была совместная проверка выпускных сочинений. Наблюдая за учителями, у которых был уже огромный опыт работы, тоже его набиралась, училась. Сейчас понимаю, что если у молодого учителя или школьника есть возможность поработать с учителем «советского периода», нужно воспользоваться этим шансом. У этих людей – уникальный опыт работы.

Жаль, что Лариса Ивановна так рано ушла из жизни.

– Вы пришли в школу в не самый простой период. Были мысли уйти?

– Никогда. Даже тогда, когда платили мизерную зарплату, которой ни на что не хватало. Задумалась, а был ли у меня негатив по отношению к школе? Не могла вспомнить. То есть не было даже повода задуматься: «А на своем ли я месте?» Ухожу в отпуск, устала, но через какое-то время понимаю, что скучаю по школе, по детям, они подзаряжают меня своей положительной энергетикой. Люблю всех детей, но одаренные – моя слабость, интересно с ними работать, следить за их мыслями. Но сейчас их очень мало.

– Потому что мало читают?

– Это проблема. Читают мало, речь бедная. Сейчас осваиваю профессию логопеда. Провожу разные исследования, так понятие «бедный словарный запас» применимо буквально ко всем детям. Недоразвитие речи массовое.

– Но как тогда вернуть интерес у детей к чтению?

– Вспоминаю свои детские годы: читала все подряд. Но обычно, то что «надо» – прочитывала, и к этому больше не возвращалась, благо память зрительная хорошая. И сейчас мне не составляет труда понять, читал ребенок произведение, или ознакомился с кратким содержанием.
Читая, выстраивается логическая цепочка – история, культура, быт, все это познается. Детям это интересно, но у них нет читательского опыта. Может быть, я многого требую от них.

– Ирина Яковлевна, Ваши дети читают?

– Дочь читала и продолжает читать много и охотно. Сейчас даже сказала, что хочет перечитать русскую классику, в школе ей было это не интересно. Она учится в ветеринарной академии, все ей нравится. Тем более что есть возможность и развиваться творчески, что она и использует: занимается в театральной студии, пишет рассказы и эссе, участвует в конкурсах. В четыре года она уже была активным читателем библиотеки. Вспоминаю свои детские годы, когда родители говорили: «Ты только читай, деточка!» Мама могла целые выходные читать мне вслух. Так было и с Владой, и читали вместе, и обсуждали, разбивали произведения на цитаты. До сих пор мы «на одной волне». Многое зависит от родителей, что заложено в детстве, то со временем и проявится. Пройдет переходный возраст, пройдут искания, но человек станет тем, кем он и должен был стать.
С сыном сложнее. Он уже связывает себя с айти-индустрией. Мы помогаем ему развиваться как программисту. Но ему объясняем, что есть книги, которые ты должен обязательно прочитать. Не беру школьную программу. Для меня важно, чтобы он прочитал «Робинзона Крузо», «Остров сокровищ» и многое другое. Начинаем читать вместе с ним, рассказываю о времени, эпохе, традициях. Без этого современный ребенок не поймет того же «Тома Сойера». Это для нас все было просто и понятно. Начинаем вместе, потом ребенок увлекается, сам читает.

– Сейчас много говорят о том, что надо пересмотреть школьную программу по литературе. Вы согласны с этим?

– На самом деле, это необходимо сделать. Есть масса литературных произведений, которые интересны детям. Нет в программе Крапивина, нет «Сына полка», нет «Бронзовой птицы» и «Кортика»… На характерах их героев формируется человек. На чем сейчас формировать характер подростка? На пространных произведениях о природе? Это приемлемо для начальных классов, когда речь идет о технике чтения. Неоправданно много времени отводится стихам, поэтике. У нас обычная школа, без углубленного изучения литературы. О каком формировании личности может идти речь в 8 строчках? Мы прочитаем стихотворение, а дальше что? Эпитеты, метафоры разберем и все. Нет пути исканий молодого человека, ребенка. «В дурном обществе» В. Короленко запоминаются до 11 класса, а порой и на всю жизнь. Иногда хочется составить свой список литературы и по нему работать. А у нас программа! В старших классах – 9,10-х – полегче, там классика, которую надо знать. В 11-м классе опять полный разброс. У нас мощнейшая военная литература, ее отнесли к внеклассному чтению, на которое не хватает часов, основную программу бы освоить. Опять же, на поэзию отводится целая четверть. Её можно изучать на факультативе с теми, кому это действительно интересно. Для меня же важнее – положительные примеры, чтобы затронули что-то в душе ребенка, чтобы можно было поспорить на уроке, подумать. Может быть, мои суждения кому-то покажутся излишне жесткими. Но все равно, очень люблю работать с детьми, прощаю им многие грехи. Со взрослыми сложнее.

– С родителями?

– Выстраиваю отношения с родителями так: минимум негатива, жалею мам… Как дитя 90-х, могу быть интеллигентной, но могу и ответить жестко. Но мне везет на родителей: адекватные, доброжелательные. Если мы себя не уважаем, другие также не будут уважать. Мне за себя не стыдно. С начала своей работы в школе усвоила, что ребенка надо называть по имени и фамилии, не брать его личные вещи, не нарушать дистанцию, на уроке говорить только об уроке, мне и так мало 40 минут урока.

– Раньше был такой популярный посыл: «Если бы я был министром…» Если бы Вы были министром образования, продолжите…

– Я бы больше внимания уделяла воспитанию и подготовке педагогов, увеличению заработной платы учителям. Нужно привлекать в школы молодое поколение, пока есть, у кого учиться. Иначе не будет преемственности поколений. Программы – дело второе. Нужно формировать учительские кадры. Учитель – основной человек в жизни ребенка в начальной школе, а дальше – математики и учителя русского языка. Без них невозможно сформировать грамотность, логику мышления. Если нет хорошего математика, страдают все предметы, связанные так или иначе с этой наукой. Нет хорошего руссковеда – страдают все. Как может ребенок вникнуть в суть задачи, если он плохо читает? Необходимо особое внимание к подготовке учителей начальной школы.

– Есть у учителя Ирины Яковлевны Волосухиной хобби, остается на него время?

– Если правильно организовать свое время, то остается. У меня каждая минута должна быть заполнена. Проверяю тетради только в школе, не ношу их домой практически никогда. У меня остается свободным целый вечер. Весна, лето, осень – это огород, обожаю его, и весь негатив уходит в землю. Этому меня научила Евгения Иосифовна Губарева. Помимо этого, вязание и шитье. Книги, чтение – это само собой, каждодневно. И собака – любовь, любовь, любовь. Вредная, капризная, но смешная и добрая, которую обожают и дети, и муж.

– Спасибо Вам за беседу.

Маша КАТИНА

Вам также может понравиться...