Российское движение школьников (РДШ) — это общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой должна быть целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. У неё есть стремление расшириться «до пределов» всей страны. Первичные организации созданы и в школах Холм-Жирковского района. Но как бы там ни было, у РДШ есть множество направлений работы, акций, проектов. «Классные встречи» как раз один из таких ярких, интересных проектов, который пришелся по душе школьникам разных регионов нашей страны. В его рамках они общаются с интересными людьми, добившимися успехов на том или ином поприще. Дети могут задать любой вопрос о личной жизни, карьере и профессиональном успехе героя. Конечно, современных школьников трудно «расшевелить», чем-то удивить, но попытаться стоит, как и научить размышлять.
В Холм-Жирковском районе есть немало интересных, самобытных людей, которым есть чем поделиться со школьниками, заинтересовать их. Так и родилась идея привести свой классный урок.
Новый проект поддержала заместитель Главы муниципального образования «Холм-Жирковский район», начальник отдела по образованию Татьяна Владимировна Муравьева. Она обратилась к организаторам, активистам РДШ, школьникам.
— «Классные встречи» — это беседы с самыми известными людьми нашей страны, которых все знают. Мы же сегодня решили организовать встречу с человеком, который работает в обычной сельской школе. Но я хочу, чтобы вы поняли одно: не важно, где ты живешь, где родился, но и ты можешь добиться успеха, стать успешным, «классным». Главное: ваше желание.
На первую «Классную встречу» в районный Дом творчества детей и юношества была приглашена учитель математики Нахимовской средней школы Валентина Александровна Павлова. В «копилке» её достижений — сорок девять лет работы в школе, сотни выпускников, профессиональные успехи и поэтическая душа, стихи, любовь к творчеству и природе.
Для меня (как и для многих) настоящего учителя всегда отличает умение работать с любой аудиторией, находить с ней «точки соприкосновения», а затем и общий язык, выстраивая диалог (не монолог) на равных. Наверное, у «Классных встреч» есть свой сценарий проведения. Ведущая Ксения Простакова, старшеклассница Холмовской средней школы, не стала строго его придерживаться, сделав разговор более непринужденным.
Валентина Александровна с какой-то изящной легкостью, начав с того, что она строгая, но справедливая, овладела вниманием подростков. И они приняли и поняли учителя.
— Я не хочу, чтобы наша встреча была скучной, — начала свой рассказ Павлова. — Вроде бы, где математика, а где поэзия. Каждый человек — это свой собственный мир, индивид, который сам себя воспитывает. Неважно, чем мы занимаемся, какое у нас хобби.
Интерес к поэзии у Валентины Александровны — из раннего детства. Все подмечал пытливый детский взгляд. Но по-настоящему ее учителем стал отец.
— Родители меня очень любили. Папа всегда называл меня «мой Горький». Я пошла в школу, уже умея читать, писать. Всему этому меня научил папа. Помню картинку из детства. Папа приходил на обед, я забиралась к нему на колени и начинала читать газеты. И ни разу он мне не сказал: «Не мешай, я обедаю». А только: «Молодец!» Подарил мне книжку детских стихов, я тогда еще в школу не пошла. Как знать, не отсюда ли появилась у меня тяга к сочинительству. Отношение родителей дает ту частичку любви, которая позволяет расти, уважать себя. Каждый из вас должен себя любить и уважать, только тогда вас поймут, и будут также уважать, и любить окружающие.
Как рождаются стихи? Наверное, это самый популярный вопрос у подростков. Задали они его и Валентине Александровне.
— Иногда сам не понимаешь, откуда все приходит. Пришло и все. Из впечатлений. Из наблюдений. Наша прекрасная смоленская природа. Ты видишь, и рождаются строки, порой сами собой. У кого-то рождается музыка, кто-то пишет картины. Ведь художник не может объяснить, почему краски те или иные. Он так видит! Так и со стихами… Можно писать и прозу. Всё идет изнутри, это как родник пробивается сквозь толщу.
Но когда пришла пора выбрать профессию, она не стала связывать свою жизнь с литературой, отдав предпочтение математике.
— Учась еще в школе, окончила заочную математическую школу при Московском университете. Мне нравилось в этой науке все. Но хотелось заниматься и журналистикой. Мои стихи уже печатались в разных изданиях. После школы поехала поступать в МГУ, конкурс огромный, подала документы и …забрала их. Приехала в Смоленск, сижу на вокзале: «Куда идти?» Мой брат уже учился в пединституте на физико-математическом факультете, так что решение было не совсем спонтанным. Размышляла я тогда так: если стану журналистом, то моя жизнь никоим образом уже не будет связана с математикой. А если выберу математику, то никто мне не запретит писать. Как это часто бывает — работа, семья, дети и лишь редкие минуты — для творчества. Но я не хочу ничего менять в своей жизни. Если бы мне сказали, что у тебя есть шанс выстроить свою жизнь заново, я ничего бы в ней не поменяла, прожила бы ее точно так — с радостями, трудностями, проблемами. Но вам я советую, когда вы будете стоять перед выбором после окончания школы, старайтесь выбрать дело по душе. Хотя никогда не поздно поменять свою жизнь. Это не страшно, жизнь у нас одна. Сейчас понимаю, что помимо математики я смогла бы преподавать и естественные науки, очень мне нравится химия.
Ребят очень интересовал вопрос о «машине времени», с помощью которой можно переместиться в прошлое и будущее.
— А я в прошлое не хочу. Я его уже прожила. А вот в будущее, пожалуй, да. Не важно, сколько тебе лет, главное, что душа молодая. И мне хочется жить, чтобы как раз увидеть, что там впереди — завтра, послезавтра и дальше. Сейчас, в данный момент, «наполняйте» себя знаниями, чтобы в вашей жизни все сложилось.
После завершения «Классной встречи» и мне захотелось задать несколько вопросов Валентине Александровне.
— Какие впечатления о встрече?
— Подобные встречи проводить можно. Детки, молодцы, задавали вопросы, шли на общение. Разговор шел на равных. Я, конечно, волновалась. Начинается обычное: вот так надо было бы ответить, другие стихи почитать…
— Вы почти полвека живете в Нахимовском, не было желания уехать, поменять местожительство, школу?
— Здесь красота необыкновенная. Кажется, что за полвека пора ко всему привыкнуть, но не устаю восхищаться нашими местами.
— Продолжили Ваши дочери учительскую династию?
— Они обе окончили физмат пединститута. Одна работает в медицинской академии, она доцент кафедры информатики. Вторая дочь трудится в органах. Зятья, старший внук — военные.
Многие из подростков, что присутствовали на встрече, впервые услышали стихи в исполнении автора. Один из мальчишек попросил: «Можно мне почитать?» А потом вынес свой «вердикт»
— А стихи-то хорошие!
Возможно, придя домой, он возьмет ручку и тоже будет пытаться выразить свои чувства. Наверное, ради этого и стоит проводить подобные встречи.
Галина ЦВЕТКОВА
Мой взгляд на воспитание
Воспитание! Сколько копий сломано, сколько мудрых мыслей высказано о тебе. Сколько ученых степеней получено благодаря тебе. Сколько написано статей, рекомендаций книг о тебе. Но ты до сих пор остаешься на протяжении веков одним из главных вопросов в жизни каждого из нас. И с рождением нового человека ты становишься востребованным, но совершенно в новом свете, нежели это было раньше.
Воспитание! Ты не трафарет, который можно наложить на любого из живущих на этой бренной земле. Ты особая субстанция, которая совмещается только с единственным из нас. Как много труда вложено в изучение тебя на разных этапах развития индивида, при различных жизненных ситуациях, в различных условиях! Пытаются дать советы, как тебя «внедрить» в живую плоть при тех или иных обстоятельствах. Но, увы… То «рукав широк», то «брюки поджимают». И снова надо строить иную, особую концепцию, систему, чтобы ее как воспитание применить к растущему Человеку, чтобы из него получилось нечто, устраивающее близких, общество и его самого. В жизни тебе нужно отдать приоритеты, ибо если взять два понятия — «не совсем умен, но воспитан» и «умен, но не воспитан», то в жизни скорей будет дан «зеленый» свет первому, а второй на каком-то этапе «собьется с ноги».
Как приятно ласкает слух словосочетание «воспитанный человек». Так и хочется оказаться в его обществе, чтобы и себя побаловать «вниманием с его стороны», и самому суметь высказаться. Не секрет, что один из «пунктов» воспитания — умение слушать и слышать. Но так мало нас, кто владеет этим нехитрым секретом.
Воспитание! Рядом с тобой хочется поставить слово — «мудрость», которое, увы, не всегда совместимо со словом «умный». Но кто же может взять на себя смелость заявить, что он Воспитатель? Каким ты должен быть, чтобы твоя система воспитания создала Человека без пороков?
Мудрейшие из мудрейших могут предостеречь от ошибок, им известных. Но как они могут предугадать, что ждет воспитанника в будущем, кто его будет окружать в те времена, в каких условиях он будет жить?
Нам просто нужно изо дня в день убеждать растущих, что они — это яркий, неповторимый мир. Мир, который должны любить прежде всего они сами, беречь его и совершенствовать для себя, а значит, для всех нас, и тогда любящий, уважающий себя не позволит унизить, оскорбить, уничтожить, растоптать, так как своим действием он убьет в себе свой яркий мир.
Воспитание, я покорена твоей значимостью. Живи и властвуй.
Валентина ПАВЛОВА