Я с прошлым здесь навёл мосты

Исполнилось 20 лет со дня открытия музея «Крестьянский быт» в деревне Ленино. По большому счету, он открылся намного раньше. Но в 2001 году часть собранных материалов «вылилась» в постоянные экспозиции в двух комнатах здания восьмилетней школы, одна из которых — «В гостях у бабушки» — существует и поныне.

Наш земляк писатель, поэт Иван Савельев в статье «Деревенский музей: исторический код нации» писал: «Музей этот — уникальное чудо, воскрешённое бескорыстным подвижническим трудом его основателя Аллы Борисовны Цветковой, которая отдавала всю свою жизнь, чтобы по крупице — от крестьянского гребня шестнадцатого века или современного ему ключа от замков до самопрялки или утюга времён Екатерины Великой — собрать разрозненные элементы стародавнего крестьянского быта.

Музей расположился в здании бывшей школы-семилетки, которая давно закрылась, поскольку в ближайших деревнях, как и в самом Ленино, нет детей: там доживают свой век последние старушки, кои, отрывая от сердца, отдавали Алле Борисовне самое дорогое, что хранилось в избе из поколения в поколение: старые самовары, древние книги, самопрялки, крынки и горшки, созданные когда-то местными гончарами, ведь промыслы на Руси давали возможность народным умельцам (гончарам, плотникам, столярам, шорникам, вышивальщицам и ткачихам) выразить себя в любом деле. Особое место занимают два пространных экспоната: традиционная покровская изба, разместившаяся в одном из классов бывшей школы, под названием «В гостях у бабушки», и комната, названная «Сельский священник».

С особым душевным трепетом подходил я к двери, за какой погрузился в уютный крестьянский мир далёкого прошлого. Тут всё, как было изначально: икона в красном углу, самовар бабушки и печь рядом с кроватью, чтобы согреваться в лютые морозы, и тонкие занавески на окне, за которым лежал тихий печальный простор покровских полей. Комната «Сельский священник», примыкающая к избе «В гостях у бабушки», Светом Христовым (а Он — во всех пространствах и временах) озаряет и эти два помещения, и весь музей — да и, сказать, всю Россию, живущую под эгидой спасительной жизненосной Энергии».

Действительно, в этот музей вложили частичку своей души (и своих предков) едва ли не все жители окрестных деревень. Большинство из них отошли в мир иной, упокоившись на местном и других кладбищах. А «след» их остался. Ведь ничего не исчезает бесследно. И музейные экспонаты словно говорят: «Мы живем, сохраняя традиционные крестьянские ценности, быт и уклад». И не потому ли сейчас каждый человек, кто приходит в музей, обязательно найдет для себя что-то своё, что пробудит родовые корни, порой такие глубокие, что диву даёшься.

Музею пришлось пережить многое. Можно сказать, что порой он существовал (и существует) вопреки и наперекор. Слава Богу, что всегда находились защитники, друзья и помощники. И до сих пор находятся. В свое время огромную поддержку оказали депутат Смоленской областной Думы Николай Алексеевич Дементьев, москвич Виктор Иванович Котов, сотрудники «Хмелиты» и множество других людей. Этим летом помощь, скорей моральную, оказывали депутаты Райсовета Валентина Григорьевна Комарова, Наталья Валерьевна Деенкова, Сергей Винальевич Михайлов…Как идет эта моральная «подпитка» от сотен благодарных людей, посетивших музей за эти двадцать лет. А он продолжает жить, объединяя вокруг себя людей, кому не безразлично прошлое родного края, кто хочет воскресить родовую память. Здесь появляются новые экспонаты и выставки. «Я с прошлым здесь навел мосты, оно — живое. И без грима». И это главное.

Алина БОРИСОВА

Фотографии из архива музея «Крестьянский быт»

Вам также может понравиться...