Многим жителям современной деревни Стешино не надо рассказывать о селе Рохлино. Нет давно этого населенного пункта, но долгое время (прежде чем стать Стешинской) существовала Рохлинская школа, которую в советское время построили на фундаменте бывшего храма Иоанна Богослова. В истории все сплетается самым причудливым образом…
От писцовых книг…
Село Рохлино, оно же Рухлино, оно же Богословское, ведет свое начало из глубины столетий. В писцовых книгах конца 16 века в описаниях населенных пунктов Глухолитвиновского ( от одного только названия душа замирает) стана Вяземского уезда упоминается и село на берегу Днепра. «Село Рухлино, а в нем церковь Иван Богослов да Илья, деревянные, а церковной земле дворов: во дворе поп, во дворе церковный дьячок, да двор проскурницы; пашни прежние паханы…» Принадлежало село опричнику Ивана Грозного Григорию Михайловичу Вырубову, а затем перешло к его вдове Алене и сыну Афанасию. Из этого рода вышло множество небезызвестных в России людей. Фрейлина последней российской императрицы Александры Федоровны Анна Александровна Вырубова из их числа.
В 1728 году поручик Афанасий Артемьевич Творогов строит в селе новый деревянный храм во имя Иоанна Богослова. Очевидно, он же и являлся владельцем поместья. А затем рохлинская история тесно переплетается с дворянскими родами Лесли и Потресовых, которые совместно владели сельцом Миролюбовым, деревнями Стешино, Гридино, Веселенки, пока в середине 19 века произошел раздел. До этого крестьяне их жили в деревнях подворно, то есть два или три двора Лесли, два или три двора Потресовых и так далее. После раздела крестьяне Лесли поселились в Стешине и Гридине, а Потресовых — в Сельце Потресове и Веселенках. Их усадьба расположилась рядом с деревней Веселенки — в сельце Миролюбово, а Лесли остались в селе. Последние и продали дом сыроварам Дуавальдерам.
Как записал в церковной летописи священник Михаил Волочков: «Крестьяне деревень Веселенки и Сельцо Потресово в 1901 году взяли в аренду на шесть лет у Сергея Николаевича Потресова его родовое имение — сельцо Миролюбово. Иван Александрович Лесли и Сергей Николаевич Потресов оба проживают в городе Белый, служат в земстве».
Лесли — старинный дворянский род, обосновавшийся на Смоленщине. Петр Иванович — внук Александра Дмитриевича Лесли (1781-1856), инициатора первого в период Отечественной войны 1812 года отряда ополчения, правнук генерала Дмитрия Егоровича Лесли.
Обучался в Морском корпусе, откуда в 1847 году произведён был в гардемарины, а в 1849 году — в мичманы и назначен в Черноморский флот. Плавая на разных кораблях в Чёрном море, он в 1853 году принял участие в Синопском сражении, за что был награждён орденом Святой Анны 3-й степени и произведён в лейтенанты.
В 1854 и 1855 годах находился в составе севастопольского гарнизона при защите Севастополя и за отличия, оказанные при обороне Севастополя, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом, золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Святой Анны 2-й степени с мечами. Подробно описал в письмах к отцу Ивану Александровичу, родным и знакомым гибель Павла Степановича Нахимова.
В 1856 году Лесли перевёлся из Черноморского в Балтийский флот, в следующем году находился в Бордо при наблюдении за постройкой фрегата «Светлана», а в 1861 году уволился от службы с чином капитан-лейтенанта.
Перу Лесли принадлежат две статьи, помещенные в «Морском Сборнике» за 1857 год: «Частный канатный завод в Бордо» и «Рабочий народ во Франции».
Его старший брат — Евгений Иванович Лесли (1828-1854) — капитан-лейтенант (1853), погиб при обороне Севастополя в октябре 1854 г. Его двоюродный брат Александр стал генерал-лейтенантом. Cын Иван Петрович Лесли в 1912 году выпустил книгу «Смоленское дворянское ополчение 1812 г.». Второй сын Владимир был репрессирован в 1930 году. Внук Платон Владимирович Лесли (1905-1970) был режиссёром Московского Художественного театра и театральным педагогом.
Дочери Петра Ивановича Ольге Петровне принадлежало имение Каменец. Вторым браком она вышла замуж за Платона Эммануиловича Хмара-Барщевского, пасынка известного русского поэта Николая Федоровича Анненского. Вторая дочь Нина Петровна Бегичева стала певицей.
Кстати, в 70-е годы во время строительства Дома культуры, администрации был «откопан» надгробный памятник одной из представительниц этого рода. В 2019 году был издан фундаментальный труд О.Н.Лесли»Русская ветвь клана Лесли».
Привет из 1929 года
В 1929 году группа смоленских энтузиастов-молодых ученых совершила путешествия к истокам Днепра, попутно описывая древние стоянки, церкви, достопримечательности. Побывала эта группа и в селе Рохлино, оставив небезынтересные наблюдения.
«Время подходит к закату солнца, нужно торопиться в деревню Стешино. Скоро мы попадаем на хутор Рохлино, отыскиваем перевозчика, а лодки нет. Есть казенная. Нам советуют идти в деревню Мосолово, к местному рыболову П.В.Козлову.
Идем, очень стемнело. Проходим село Рохлино, но из-за темноты рассмотреть что-либо не удается. В стороне виден дом с балконом, и на нем оживленно беседуют, пьют чай.
Спрашиваем дорогу, наконец, добираемся до хутора Борялово. Идем по дюне — песок под ногами. Нам указывают дорогу. По указанной тропинке к переходу через Днепр.
Переход — мостик оригинальный. В две доски на поплавках-бревнышках. С одной периллой. Доски лежат прямо в воде. Получается впечатление, что идешь по воде, а при мелкой зыби и лунном освещении переход вполне фантастичен. Ближе к берегам перил нет. С жутким чувством вступаю на мостики и тихо иду по ним.
Переход окончен, мы на правом берегу Днепра. Деревня тихо засыпает, только молодежь кое-где разговаривает, где-то оборвалась гармоника. Идти нужно в гору. Идем, спрашивая, где живет Козлов.
Указывают. Завернули в переулок и очутились перед большой избой. Лодка есть и продается, что самое главное.
На ночь устраиваемся на сеновале.
13 августа 1929 года.
Лодка большая, осиновая, немного есть щелей по бортам и небольшая трещина по дну, но исправить это — чепуха.
Сговариваемся за 25 рублей, и их осмолка, и спуск на Днепр, и их весла.
…Решаю пойти посмотреть село Рохлино. По тропинке по берегу Днепра я добираюсь до Рохлина. В остатке усадьбы (Лесли) в парке замечаю два вала подковообразной формы, но, осмотрев их внимательно, прихожу к выводу, что это остаток мельничной плотины.
Иду искать дом священника. Он довольно молодой, лет под сорок. Приглашает в комнату. Дом чистенький, но обстановка бедная. Расспрашиваю его о приходе. Он охотно дает ответы. Приход его маленький. По его словам, нравственность не высока, и убийства, и избиения, хулиганства часты, и для подкрепления своих слов вытаскивает летопись, которую он сам завел. Его летопись интересна со стороны бытовой — здесь он много записал интересных фактов.
Идем в церковь. Церковь деревянная, маленькая и своеобразной архитектуры. Интересных икон и вообще занимательного мало. В церковном архиве нахожу целый ряд межевых книг и план времен Екатерины Второй, и еще кой-какую мелочь.
Беру по акту отобранный материал и совместно с местной учительницей отправляюсь к ней в дом, она мне рассказала, что у нее дома хранятся кое-какие документы бывших помещиков.
В амбаре, в грязном ящике на полу нахожу полусъеденные крысами рукописи Лесли, Нахимова, Чижевских. С ее разрешения все это беру для коллекции экспедиции. Отдохнув с полчасика, распрощавшись иду к перевозу через Днепр, чтобы осмотреть село Щербатовщину (Воскресенское тож), известное по 17 столетию».
Рохлинские церкви
Священник Михаил Волочков в начале 20 века составил довольно подробную опись своего прихода. Церковная жизнь села была весьма драматичной. Достаточно упомянуть, что приход два раза упразднялся, был бедным и малочисленным. После пожара 1824 года, лишь через семь лет Иван Александрович Лесли добился разрешения на строительство новой церкви. Её освятили в сентябре 1835 года. В 1873 году приход был упразднен, церковь закрыта и приписана к приходу села Княжино.
Священник так описал этот момент: «Причт села Княжина старался и о том, чтобы навсегда уничтожить самостоятельность Рохлинского храма, а приход слить со своим. В одно время хотели отдать храм в село Пантелеево, но ктитор и прихожане не допустили до этого. Восемь лет прихожане хлопотали об открытии в их храме богослужения, но напрасно. Наконец, после усиленных просьб Иосиф, епископ Смоленский и Дорогобужский обещал самолично посмотреть храм и тогда уже окончательно решить, можно ли открыть или нет богослужение, а крестьянам велел собрать до 3000 рублей для обеспечения содержания причта.
В августе месяце 1880 года епископ Иосиф действительно посетил село Рохлино, внимательно осмотрел внутренность и наружность храма, который ему так понравился, что здесь же на месте обещал прихожанам приложить все усилия, чтобы открыть храм, если найдется достойный для рукоположения человек. Крестьяне оживились. Стали собирать деньги. Внесли к концу года 1500 рублей, обязавшись приговором доставить еще 500 рублей к началу 1882 года, что и было исполнено. 22 февраля 1881 года последовала резолюция об открытии Рохлинского храма. А 22 марта того же года в село Рохлино рукоположен самостоятельный священник. 31 марта все церковные вещи Рохлинского храма, хранившиеся в церкви села Княжино, торжественно были перенесены из Княжина в Рохлино.
В 1885 году из села Княжина-Андреевское перевезена в Рохлино ветхая деревянная церковь с колокольнею, из нее в Рохлино устроена колокольня на каменном фундаменте и соединена с храмом. В том же году весь храм покрыт новым железом и обшит новым тесом.
В приходе села Рохлино ежегодно совершаются крестные ходы. Причт посещает дома прихожан в праздники Рождества Христова и Крещения Господня.
Местночтимые иконы: Божией Матери «Живоносный источник» и Преподобного Тихона Калужского Чудотворца, помещаются за левым клиросом, а Божией Матери «Всех Скорбящих радости», копия с чудотворной иконы, находящейся в Санкт-Петербурге на стеклянном заводе, помещается за правым клиросом».
Описал Михаил Волочков и быт местных крестьян. «Главное занятие рохлинских крестьян — земледелие и скотоводство. Земля, находящаяся вблизи рек Днепра и Вязьмы, своей доброкачественностью, хорошо вознаграждает труд. Крестьяне в достаточном количестве обеспечены хлебом. Почти у всех хватает хлеба до нови. Принадлежащие крестьянам заливные луга при реках, а также повсеместное в последнее время сеяние клевера и тимофеевки, дают полную возможность содержать порядочное количество скота. А вследствие этого, земля их удобряется хорошо и этим постоянно поддерживается ее производственная сила. Крестьяне много сеют льна и продают его на большую сумму.
В последнее время в приходе сильно развилось обыкновение посылать молодых людей на заработки в Москву и Петербург на штукатурные и мраморные работы.
Домашняя обстановка прихожан довольно приличная. Постройки у всех прочные и просторные. У всякого почти домохозяина имеется по две избы. Одна из них назначена для жития семейства, в ней зимой в сообществе людей нередко можно встретить и домашних животных: телят, ягнят, поросят. Другая изба почище, назначается для помещения икон, когда бывает служба, и для приема гостей.
Курных хат, то есть без трубы, почти нет ни у кого. Пища, а особенно одежда с каждым годом становится доброкачественней и благовиднее против прежних времен. Хлеб едят всегда ржаной, чистый, без примеси. Вместо прежних лаптей у мужчин появились сапоги, особенно у молодых. У женщин — башмаки. Многие обзавелись самоварчиками».
Церковь в Рохлине была закрыта в 1934 году. Холм-Жирковский райисполком докладывал в комиссию по вопросам культов исполкома Западной области: Намечена под школу, на переоборудование достаточно 500 рублей. Средства эти могут быть изысканы от реализации колоколов и прочего имущества».
Подготовила Галина ЦВЕТКОВА