В родных местах и солнце ярче светит

Прошлое и настоящее поселка Владимирский Тупик

У каждого человека есть Родина. Для меня и моих родителей — это поселок Владимирский Тупик.  Небольшой, уютный уголок, где есть немало удивительного и прекрасного. Здесь течет спокойная жизнь, полная трудов, тревог, но вместе с тем яркая, наполненная бескорыстным, теплым, искренним отношением к делу, к людям.

История возникновения поселка

В нашей школе создан музейный уголок, есть в нем и архивные материалы.  Одним из первых жителей был Сергей Григорьевич Иванов, бывший мастер леса. Из его воспоминаний  узнала, что до 1918 года на месте нынешнего посёлка был почти сплошной лес и немного лугов по долине ручья. На картах на этом месте значилась деревня Дубки. Первые временные домики здесь  были построены зажиточными крестьянами Холмовской волости. На лето сюда пригоняли скот на откорм, заготавливали сено. Первым поселенцем в 1920 году стал Андрей Васильевич Бухарев. Его  дом появился на нынешней  улице Мира. Рядом с ним поселились семьи Курдовых, Желтяковых, Лебедевых, Цуриковых.

Жители работали на лесозаготовках. Железной дороги тогда ещё не было. Возили заготовленный лес  на лошадях на станцию Никитинка. В 1923 году начали прорубать просеку для железной дороги от деревни Владимирское до Владимирского Тупика. В 1924 году сюда  прошёл первый рабочий поезд. 

 В 1929 году на станцию активно  начинают переселяться  крестьяне из ближних хуторов и деревень: Данькино, Моржово, Баёнки, Переходня, Сидоры, Селютино и других. Возникают лесопромысловые хозяйства: Комаровское (организатор Вакулов), Шапковское (организатор Орлов) и мелкие промысловые кустарные производства, а в деревне Сидоры — артель инвалидов. Делали они грабли, косовища, дуги, колодки, бочки, клещи для хомутов.

В 30-е годы рост населения в посёлке связан с годами коллективизации в нашем крае. Создаётся организация республиканского значения «Союзсовхоз-снаб». Появился свой собственный обоз: 40 лошадей, 2 машины.  Рабочие заготавливали древесину, подвозили лес к линии и отгружали к месту назначения —  чаще всего в город Ярцево на ткацкую фабрику. На заготовке леса работало около 200 человек — заключенные  из Вадинской колонии.

 В 1936 году в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 2 июня,  создается Андреевский лесхоз с площадью 26,2 тыс. га. В состав его были включены леса местного значения.  В 1939 году площадь Андреевского лесхоза  уже составляла 42, 5 тыс. га. До Великой Отечественной войны директором лесхоза был  Василий Васильевич Бессарабов. В годы войны его вместе с женой арестовали фашисты. Издевались, и он умер от пыток. Бессарабов  похоронен в братской могиле в деревне Владимирское.

В годы Великой Отечественной войны

Из воспоминаний А.Т. Ивановой (Ершовой), проживающей в посёлке Тупик с 1935 года.

— Горе и несчастье принесла война нашему посёлку. Немцы угоняли в плен молодёжь, жгли дома, а мирные жители прятались в лесах. Было захвачено в плен много наших солдат, участвовавших в боях в 1942 году. Посёлок освободили 13 марта 1943 года.  Когда освободили Смоленщину, здесь организовался леспромхоз, стали приезжать новые жители. На лошадях вывозили лес. После войны коллектив леспромхоза работал дружно, весело. Посёлок застраивался очень быстро.

Послевоенные годы

В 1945 году в состав Андреевского лесхоза  было включено Ивашковское лесничество (позднее Тупиковское, лесничий Иван Михайлович Анисимов),  площадью 11500 га.  Тупиковская узкоколейная железная дорога  была основана в 1949 году. Она охватывала район лесозаготовок, расположенный к западу от посёлка. В 50-х годах дорога стала строиться на север, параллельно Шапковской УЖД. К 1954 году протяжённость магистрали Тупиковской дороги составляла 13 км, протяжённость веток — 4 км. На узкоколейке эксплуатировались пять мотовозов — 2 газогенераторных МУЗ4 и 3 бензиновых МУЗ4. Вагонный парк состоял из 28 четырёхосных платформ, 18 лесовозных тележек-сцепов производства Онежского завода, 4-х крытых вагонов завода «Аммендорф», переоборудованных для перевозки рабочих, и одного плужного снегоочистителя.

По данным Леспрома СССР, Тупиковская УЖД выполняла вывозку леса в объёме 90 тысяч кубов древесины в год.

Строительство Шапковской УЖД началось в 1943 году. Строили её военнопленные немцы. В период с 1943 по 1945 год было уложено порядка 8 км пути, начата вывозка леса. Во второй половине 40-х годов протяжённость узкоколейки возросла до 15 км.

До 1969 года в посёлке Владимирский Тупик существовало два леспромхоза — Тупиковский и Шапковский, каждый из которых имел свою изолированную узкоколейную железную дорогу, а также  разную принадлежность: Шапковский — Смолоблтопу, а Тупиковский — объединению Смоленсклес Леспрома СССР.

Сам посёлок Владимирский Тупик, растянувшийся на 2 километра вдоль железнодорожной линии широкой колеи, также неофициально делится на две части. Южная часть, расположенная рядом со станцией широкой колеи и нижним складом Тупиковского ЛПХ, называется в народе — Тупик — 70 км. Северная часть посёлка — Тупик — 72 км. Там находился нижний склад Шапковского ЛПХ — точка примыкания Шапковской УЖД.

Главной задачей предприятий была заготовка леса и строительного материала для восстановления разрушенного войной хозяйства Смоленщины и других областей.

Первая школа располагалась  в двух небольших домиках, директором школы стал Никифор Николаевич Чуров, затем он работал  директором Игоревской средней школы.

В 50-е годы началось строительство улиц   Ленина, Лесной, Железнодорожной. В посёлок на предприятие приезжали «сезонные» рабочие,  многие из которых оставались жить постоянно.

В 50-е годы на смену гужевому транспорту постепенно пришли тракторы, в лесу работали газогенераторные станки, которые приводили в движение электропилы для повала леса.

К концу 50-х годов были большие изменения в облегчении труда рабочих и повышении производительности труда. На железнодорожном транспорте паровозы сменили мотовозы, более скоростные. 

На вырубленных лесных делянках начали сажать лес. Активизировалась работа лесничеств.

В 1969 году Шапковский ЛПХ вошёл в состав Тупиковского. В связи с этим на окраине посёлка была построена связка узкоколейных железных дорог. Тем не менее,  каждая УЖД работала самостоятельно. У каждой дороги был свой склад, свои локомотивы, свои рабочие. Полное объединение произошло лишь в 80-х годах, когда все локомотивы стали базироваться в депо Тупиковской УЖД, движением обеих дорог стал руководить один диспетчер.  С момента объединения двух леспромхозов, Тупиковский  становится  самым крупным в области.

Повысилась производительность труда, улучшились условия труда, быта, жизни рабочих. Началось строительство жилых домов для рабочих. Руководил объединённым хозяйством Василий Иванович Артюшенков.  В лесную промышленность он пришёл в первый послевоенный год, а с 1951 и по 1983 год он — бессменно директор. Всю свою энергию, знания, инициативу Василий Иванович отдавал производству.  Участник  Великой Отечественной войны, за боевые заслуги награждённый орденом Красной Звезды,  в мирное время  к нему добавились орден «Знак Почёта», медаль «За доблестный труд».       

70-80 годы  

В посёлках Тупик — 70 км и 72 км строятся детский сад, новые дома для рабочих. Построена новая контора, столовая. Созданы условия для рабочих в лесу. Коллектив ЛПХ успешно выполнил план 4-х лет пятилетки по выпуску товарной продукции.  Заготовка леса велась 25 малыми комплексными бригадами. Лесорубы, раскряжёвщики, лесопильщики досрочно выполняли свои планы.

 В леспромхоз поступают машины и оборудование из разных уголков нашей страны. Лес не только заготавливают в 70-80-е годы, но и хорошо восстанавливают во всех лесничествах ЛПХ. Лесопосадочный материал — ель, сосна —  выращивали сами — в лесопитомнике.

1990-2000 годы

С 1983 года возглавлял леспромхоз Александр Карлович Медведев. В 1987 году руководителем стал Валерий Иванович Белотелов. Продолжилось строительство новых домов для работников леспромхоза. Последней крупной стройкой стало возведение нового здания для школы.  Леспромхоз прекратил свое существование в 2007 году.  Жизнь  посёлка всегда была неразрывно связана с леспромхозом. Многие проблемы решались легко и быстро.

Наши  дни

Поселок Владимирский Тупик расположен на территории Тупиковского сельского поселения. Численность населения на 1 января 2021 года составляет 562 человека, а еще двадцать лед назад она доходила до полутора тысяч.

Главным и неизменным достоянием нашего поселка является удивительной красоты природа. Очень красив поселок весной, когда цветут сады, и летом, когда дома односельчан утопают в зелени и цветах.  Летним вечером, когда заходит солнце, нельзя не залюбоваться закатом. Солнышко медленно опускается, и яркие краски расплываются по небу, потихоньку начинают загораться звезды.

Я горжусь своими земляками, горжусь своим поселком —  маленькой капелькой великой страны. Об одном думаю с тревогой, чтобы не исчез мой поселок, история которого умещается всего лишь в одно столетие. Так больно и обидно видеть ветшающие дома и полное отсутствие нового строительства. Я не хочу, чтобы на его месте был бурьян. Чтобы не просить прощения у земли, давайте сделаем так, чтобы маленькие поселки, села, деревни жили, грели душу будущему поколению ребятишек так же, как согревает меня, сердца тех людей, кто здесь живет, и кто приезжает сюда «домой», на свою милую малую Родину. Туда, где всё начиналось…

Елизавета ЕРМАКОВА, Тупиковская средняя школа (руководитель О. И. Киреева)

Вам также может понравиться...