Шитье кукол — это кропотливое и очень интересное направление в рукоделии. Несколько лет назад случайно на просторах интернета мне попались фотографии кукол ручной работы, долго не могла оторвать взгляд — хотелось рассмотреть каждую деталь. Посещали сомнения: это не выполнить вручную! Крохотные волшебные наряды и украшения, где проработана каждая мелочь — пуговки, кармашки, воротнички, галстуки, головные уборы, прочие аксессуары… Восторгу нет конца! Куколки выполнены поистине мастерски, столько сил вложено в их создание, что, кажется, ресницы на маленьком личике вот-вот дрогнут…
Сегодня хочу познакомить вас с талантливой мастерицей — Юлией Николаевой (Кошелевой). Именно ее работы я созерцала с таким откровенным восторгом. Юлию знаю со школьной скамьи — вместе учились в Игоревской школе. Сейчас она — прекрасная супруга и мама двух девочек, живет в Калуге. Эта обаятельная, улыбчивая и добрая девушка вкладывает в свои работы частичку себя и с радостью делится счастьем с окружающими.
— С чего началось увлечение рукоделием? Чем привлекло создание кукол?
— Всё началось с декретного отпуска. Наконец, появилось время и возможность заниматься тем, что по душе. Мне всегда нравилось делать что-то своими руками: сначала это был скрапбукинг, потом попробовала шить игрушки. Семь лет назад на глаза попались популярные в то время куклы — тильды, которые могли использоваться не только для украшения интерьера или игр, но и служили подставками для ватных дисков, палочек и даже туалетной бумаги. Мне это показалось очень интересным, захотелось попробовать. Сначала шила по выкройкам из интернета, бесплатным мастер-классам.
Уже позже, когда стали появляться первые заказы, захотелось совершенствовать технику, использовать более качественные материалы. Тогда стала искать мастеров, которые обучают этому делу онлайн. Приобрела несколько мастер-классов, посетила уроки по лепке кукол из полимерной глины, до чего-то додумалась сама.
— Какой была твоя первая кукла? Расскажи о ней.
— Первой куклой была Тильда — держатель ватных дисков. Мне даже стыдно вспоминать: одежда из кусочков, пришитая прямо к кривому телу, — смущенно делится мастерица. — Но она до сих пор висит в ванной у родителей, напоминая, с чего всё начиналось. Тогда она казалась мне красавицей (смеется).
— Сколько времени уходит на создание одной куклы?
— На создание текстильной портретной куклы в среднем уходит полторы-две недели, потому что всё приходится делать вручную. Единственное, что упрощает процесс — самая обычная швейная машинка. Очень много времени занимает роспись лица, покраска локонов для волос. Сейчас в основном использую натуральные материалы: хлопок, козьи локоны из Дагестана.
Изредка появляются куклы не на заказ, а по вдохновению. Изготовление таких может занять всего несколько дней, но такое бывает редко.
— Как рождаются образы для твоих кукол?
— Чаще всего заказчик описывает образ куклы, которую хочет получить — куклу-шарж, мультяшную или с правдоподобными чертами лица. Я всегда прошу прислать фотографии, на которых хорошо видны лицо и одежда. Но бывает, что просят сделать куклу с похожим лицом, но в образе сказочного персонажа. Здесь уже простор для воображения.
— Твой источник вдохновения — это…?
— На работу меня всегда вдохновляла моя семья. В любом деле очень важна поддержка близких. Моё хобби — не исключение. Бывают моменты, когда хочется бросить шитьё и заняться чем-то менее трудоёмким. Тогда муж ободряет меня, сидит с детьми, отпускает на закупку материалов. Сейчас у меня появилась своя мини-мастерская, которую обустроил супруг. Теперь удобно работать — всё под рукой и на своих местах. Это очень ценно.
— Сколько кукол живёт у вас дома? Какие у них отношения с твоими дочками?
— У меня всегда была мечта — создать куколок, похожих на моих детей, и подарить им на восемнадцатилетие. Но сейчас я «сапожник без сапог». Дома хоть и хранятся куколки, созданные по вдохновению, но детям я их не даю. Это скорее мои игрушки. Иногда дочки проявляют интерес и просят сделать кукол и им. Но мне кажется, что интерьерные игрушки и куклы по фото — это скорее для взрослых. Поэтому для своих детей шью более простые игрушки, которых не будет жалко до слёз в случае оторванной головы.
— Ты даёшь имена своим куклам? Трудно ли с ними расставаться?
— Имена не даю, потому что привязываюсь к каждой кукле за время работы. Я очень переживаю за конечный результат, но всегда радостно отдавать готовую игрушку заказчику, особенно если получилось оправдать ожидания.
— Можно ли сказать, что это занятие нашло отклик в твоей душе? Есть ли в планах дальше развиваться в этом направлении?
— На данный момент это занятие — не просто работа, которая приносит небольшой доход, а скорее отдушина. Мне интересно узнавать что-то новое и использовать в своих работах. И надеюсь: это надолго.
Виктория СМИРНОВА