На пути «из варяг в греки»

На карте Холм-Жирковского района есть немало красивых мест. Одно из таких — бывшее село, а затем деревня с необычным названием, в котором уже заложен посыл в глубокую старину — Николо-Немощенка. Этот населенный пункт входил в Никольскую волость Бельского уезда, в советское время — в Болышевский сельский совет.

Люди заселили эти места в глубокой древности. Профессор-археолог Е.А. Шмидт так описал древние поселения: «Городище на южной окраине деревни Никола-Немощенка, на правом коренном берегу Днепра, устроено на мысу при выходе двух оврагов в пойму Днепра, в плане имеет овальную форму, размер площадки 56 х 35 м. На северной стороне по краю площадки сохранился земляной вал, перед которым есть ров, с остальных сторон площадка защищена крутыми склонами. Культурный слой до 0,25 м включает фрагменты как лепных глиняных сосудов, так и сосудов, изготовленных на гончарном кругу, грузики «дьякова типа» и обломки костей животных.

Городище первоначально сооружено днепро-двинскими племенами во 2-й половине I тысячелетия до н.э., затем использовалось мощинскими племенами около середины I тысячелетия н.э., а в древнерусское время было приспособлено под укрепленный пункт или феодальную усадьбу в ХII-ХIY веках. Неподалеку от городища, на правом берегу Днепра, есть стоянка эпохи неолита, относящаяся к IY-II тысячелетию до н.э.»

Александр Павлович Нахимов, потомок знаменитого рода Нахимовых, считает, что по речке Немощенке проходил знаменитый путь «из варяг в греки».

По следам торгового пути

А.П. Нахимов пишет: «Меня заинтересовало название правого притока Днепра, впадающего в десяти верстах ниже Волочка, носящего непривычное название — Немощёнка (ранее Немощёная). Одновременно на современной карте европейской России можно в нескольких областях обнаружить реки с названием Мощёнки. Так в Вязьму в черте города впадает одна из Мощёнок.

Долгие размышления привели меня к предположению, что в названии реки издревле был заложен режим её использования: на ней запрещалось возводить мосты. В этом случае обходились паромной переправой, которую можно быстро разо-брать, и она практически не мешала судоходству и интенсивному лесосплаву. Название Мощёнка, напротив, указывало путешественнику, что где-то рядом существует капитальный мост.

Немощёнка берёт своё начало в 20 с небольшим верстах на север от своего впадения в Днепр у одноимённого села Никола-Немощёнка, принадлежавшего также владельцам Волочка. На севере она вытекает в районе железнодорожной станции «Владимирское» с уровня 260 метров из одного болотца вместе с речкой Любой из водостока Западной Двины. Люба впадает в Любостину далее: Нача — Обша — Межа — Западная Двина. Волок мог существовать в верховье Немощёнки, позволяя связать Днепр с могучей своей сестрой — Западной Двиной.

Вот возможный и достаточно реальный маршрут великого торгового пути «из варяг в греки». Безусловно, современные реки на Смоленщине не столь полноводны по причине повсеместной вырубки лесов, но даже на имеющихся в моём архиве фото ледохода у Волочка в 1912 году Днепр демонстрировал завидную мощь потока. Поэтому указать точное место в верховье Немощёнки и Любы (Любастины), где перетаскивали перегруженные на волокуши товары с ладей, и на какие расстояния тянулся волок, без специальных исследований ответить не берусь.

А село получило название уже в силу того, что служило пунктом накопления подвозимых по Днепру и Бельскому тракту товаров в ожидании большой воды. Здесь товары хранились под охраной, формировались караваны судов, их сопровождали специально нанимаемые дружинники, охранявшие товары и купцов от разбойников. И вновь это прочитывается в топонимике: на двухвёрстке генштаба конца XIX века в 35 верстах на северо-восток от верховья Немощёнки обозначена речка Разбойня с деревнями на ней Малой Разбойней и Большой Разбойней.

Спрашивается, чем в этой глуши могли промышлять лихие люди? Или это были выселки из Вязьмы на 101 версту? Нет, их, несомненно, привлекал волок, и горе зазевавшемуся купчине или скряге, экономившем на охране. А у устья Немощёнки, в трёх верстах выше по Днепру, его правый приток — небольшая речка Воровка…

В Волочке товары перегружались на ладьи, плоскодонные барки и полубарки и затем поднимались вверх по Немощёнке до волока посредством «бечёвника» артелями или лошадьми. Вспомним Некрасовские строки: «… то бурлаки идут бичевой». Некрасов писал о Волге, а здесь тропа по пологому берегу реки, по которой против течения шла артель или лошадь, тянущие ладью, звалась бичёвником».

Никольская и Одигитриевская

Все эти «разбойничьи» топонимы ведут перекличку с историей существовавшего здесь некогда храма. По легенде, в далекие времена здесь был основан православный монастырь. Его насельниками стали бывшие разбойники, промышлявшие на Волге, уставшие от грабежей и бесчинств. Якобы, один из них принес старинную икону Николая Чудотворца и колокол с надписью о принадлежности Макарьевскому монастырю Костромской губернии.

К 1691 году Николаевского храма в селе уже не было. В этот же год была построена деревянная церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери Одигитрия. К концу 18 века она изрядно обветшала, и новый владелец села Степан Михайлович Нахимов (отец адмирала Павла Степановича Нахимова) строит новую — деревянную на каменном фундаменте, но без колокольни. Но церковь сгорела. В середине 19 века Николай Матвеевич Нахимов строит новый каменный Одигитриевский храм. А в 1885 году священник Иоанн Смирягин на свои средства пристроил к нему теплый придел во имя Иоанна Предтечи. Но храм все равно был маловместительным.

В приход церкви села Николо-Немощёное входили деревни Сычево, Высокое, Митюково, Исаково, Паршино, Чиркино, Акулово, Ивашково, Волково, Колобаново, Власово. А вот центром прихода считалась деревня Паршино.

Церковь была закрыта постановлением Смоленского облисполкома в 1939 году.

Первая школа была открыта в 1884 году, но существовала довольно нерегулярно, то закрываясь, то возобновляя деятельность.

С древних времен в селе два раза в год проводились ярмарки — 7 января и 28 июля по старому стилю.

Священник Смирягин

Иван Михайлович Смирягин прослужил в Одигитриевской церкви более полувека. За свою службу в 1905 году получил орден Владимира третьей степени, дававший право на получение потомственного дворянства. Думал, мечтал ли об этом пономарский сын из села Шуйского Вяземского уезда, когда отправлялся учиться на медные гроши в Вяземское епархиальное училище. После окончания Смоленской духовной семинарии его в 1842 году рукоположили в священники в село Рождественское Бельского уезда. А затем отец Иоанн был переведен в Николо-Немощёнскую церковь.

Человек он был неординарный. Задолго до своей кончины составил завещание, по которому все свое имущество передал причту своего и других окрестных сел — на помин души. Много занимался благотворительностью, перестроил свою церковь. Но любил поучать своих прихожан, нещадно ругая их «иродами». Во время революционных событий в 1905-1907 годах ему это припомнили. В либеральной печати Смоленской губернии даже появились статьи о священнике. Он это перенес спокойно. Упокоился отец Иоанн на местном кладбище.

Подготовила Галина ЦВЕТКОВА

Вам также может понравиться...