Перелистывая страницы истории жизни

Приближающееся 75-летие Победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне снова
и снова заставляет задуматься о том, что есть люди, не признающие роли СССР в Победе над гитлеровской Германией. Есть люди, которые, к сожалению, даже не обладают знаниями об участии в войне своих близких.

К счастью, в моей семье сохраняется и свято чтится память о предках. Мой двоюродный дедушка, Блесков Владимир Николаевич, занимается написанием книги воспоминаний своей матери (моей прабабушки) Блесковой Веры Александровны, в которых есть немало страниц и о войне.

Моя прабабушка родилась в деревне Луковщина 17 сентября 1919 года.Пожилые люди часто вспоминают о прожитой жизни, и Вера Александровна не была исключением. Когда мы с братом приходили к ней в гости, она часто рассказывала о жизни в Луковщине, а также про войну, но тогда мы не придавали этому большого значения из-за своего возраста. Но сейчас я не могу даже представить, каково ей было. Думаю, что именно тяжелое детство и последующие годы войны сделали её такой, какой она была, какими она хотела бы видеть своих потомков. Она учила нас быть мужественными, чтобы выживать даже в самой сложной ситуации, ценить каждый миг, который дарит судьба, и верить в себя. А жизнь бабушки Веры — подтверждение этим словам. Ее жизнь — это целая история, состоящая из множества страниц. Каждая из них подтверждает твердость в характере бабушки и проявление упорства, отваги, несгибаемости, крепости духа. О таком человеке можно сказать, что он выкован из стали.

Одна из встреч с бабушкой Верой

Вера Александровна перед началом войны работала в Канютине. Там же ей выдали пропуск на тот случай, если остановит военный патруль. Жителей деревни отправляли копать окопы и противотанковые рвы. Никакой информации о нахождении нашего фронта и фашистов жителям не предоставлялось. До последнего люди не верили в то, что началась война, но как говорила бабушка: «Обходили картошку и думали, доведётся ли ещё отведать нам нового урожая». Но надо уметь жить и тогда, когда жизнь становится трудной и невыносимой.

Вот что я прочитал о фашистской оккупации в октябре 1941 года в рукописи В. Н. Блескова, это он записал со слов прабабушки. «Утром 2 октября 1941 года по лесной просеке я пришла на станцию Канютино. Еще в лесу почувствовала что-то неладное. Издалека, со стороны дороги, был слышен шум большого количества машин, человеческие крики и плач детей. Вышла на опушку и увидела сплошную реку из военных, женщин с детьми и стариков, домашней скотины, сигналивших автомобилей, двигающихся по Канютинскому большаку на восток. «Немцы прорвали фронт, их танки скоро будут здесь. Убегайте быстрее по домам. Мы отходим», — так сказал врач, собравшимся в госпитале людям… А знакомые из Канютина рассказали о немецких парашютистах, переодетых в советскую форму. Возвращаться домой по лесу побоялась, решила пойти по железной дороге, а дальше знакомыми лесными тропами. На мосту через речку Луковка остановил военный патруль, наставив винтовку. Проверили документы, и старший по званию сказал: «Давай, девка, беги, скоро будем взрывать мост». «Чуть живая», натерпевшись страха от всеобщей паники, прибежала в деревню, где обо всем рассказала матери и ютившимся родственникам из Ивашково. Посоветовавшись, что делать, решили спрятать Веру в «картохи», под пол, а документы, указывающие на работу в Канютинском госпитале, пропуск, трудовую книжку, сжечь в печке.

На следующий день послышался шум танковых моторов, от которых зазвенели стекла в окнах. Мать присыпала свежевыкопанной картошкой в подполье и «наказала» сидеть тихо. Лежа на картошке, чувствовала, как дрожит земля от немецкой техники, а потом стала слышна чужая речь и команды. В избу ввалился немец, по-хозяйски оглядел избу, подошел к фотографиям, висевшим на стене. На полочке под ними лежал старинный кинжал, принадлежавший Василию Сидоровичу Болдину — знаменитому в Бельской округе охотнику. Оружие было подарено кем-то из Уваровых за удачную охоту на медведя. Немец повертел в руках старинную вещь, затем подошел к дверному косяку, засунул туда клинок и сломал его… Выйдя из дома, застрелил нашу дворняжку Шарика. Тот сидел на цепи возле хлева и злобно лаял на немцев, уводивших со двора жалобно мычавшую кормилицу — корову. Вот так и состоялось знакомство с фашистами» .

Но это было только началом страшного военного времени. Сколько еще предстоит пережить и выстрадать, сколько страниц перевернуть из истории жизни, сколько слез выплакать и увидеть смертей.

Особенные зверства начались, когда немцам пришлось отступать, так как советские войска отстояли Москву и перешли в контрнаступление. У немцев в тылу не хватало рабочих рук. Огромное число девушек, малолетних детей с матерями, стариков стали угонять в Германию. «А для меня Германия закончилась в лесу между Новиками и Дроновкой», — говорила Вера Александровна. Ее находчивость, решительность, несгибаемый характер и смелость помогли в такую трудную минуту. «…Мать сшила мне холщевый мешок за плечи, насушила в дорогу сухарей со жмыхом, от которых кололо в горле. И вот наступил день, когда фашисты пришли и за мной. Обливаясь слезами, простилась с матерью — первый раз в жизни уходила в неизвестность. Колонна шла по знакомым местам, туда, куда немцы гоняли чистить дорогу, и где казался знакомым каждый кустик и каждый поворот дороги. В деревнях, через которые проходили, к нам добавлялась все новая и новая молодежь. Говорили, что всех ведут на пункт сбора к железной дороге. Чем дальше уходила я от дома, тем сильнее было желание бежать. Конвой из немцев и полицаев шел спереди и сзади. Миновали деревню Новики. Я знала, что за небольшим участком леса начнутся сплошные поля Дроновки и Васильевской, оттуда сбежать не удастся. Узкая дорога с колеями и объездами ям, петляя по лесу, растянула колонну на сотню метров. Нужно было решаться. Кручу головой — слава Богу, охраны не видно. Спасение — густой ельник в нескольких шагах. Сердце бешено колотится в груди. Перекрестившись, я, что есть силы, бросилась в лес. Неслась, не замечая, что сучья рвут одежду, а ветки больно хлещут по лицу, до тех пор, пока, совсем обессилев, не свалилась с ног».

С 1943 по 1945 год Вера Александровна работала в колхозе «Первое Мая». Тягловой силы, и, тем более, техники не было, землю обрабатывали «на себе», впрягались по несколько человек в плуги и бороны. С заплечными мешками ходили за семенами в Вязьму, Издешково, а когда починили железнодорожную ветку, то и в Игоревскую. А как же бабушка узнала о Победе?

«9 мая 1945 года помню хорошо, встретили его на работе в поле — подрабатывали землю недалеко от дороги на Игоревскую. С утра мимо нас в Холм прошёл нарочный со станции, нёс какие-то бумаги. Часа через три, ближе к обеду, увидели мы этого же курьера, спешащего в обратном направлении. Поравнявшись с нами, он громко закричал: «Победа! Победа! Бабоньки, бросайте работу! Победа! » Скинули мы свои лямки, выбежали к нему на дорогу. Там он нами поведал, что все организации в Холме на замке, повсюду вывешивают красные флаги, люди собираются на митинг. Узнав новость, те женщины, у которых война забрала родных, сели на пашню и, причитая, громко заплакали в голос. Те же, кого миновала эта горькая участь, запели: «Христос Воскресе!». Оставили мы на поле плуги и бороны, поспешили в деревню поделиться радостной вестью, а потом пошли на митинг в Игоревскую. С той стороны издалека был слышен гудок локомобиля, собирающий людей. Вот такой был праздник со слезами на глазах…»

Долг каждого россиянина — знать, помнить и гордиться страницами истории нашей Родины времен Великой Отечественной войны. Возможно, и мир тогда бы стал намного лучше, спокойнее и добрее.
Спасибо, моя бабушка Вера, за лучики твоих добрых глаз в моем детстве, за поучительные рассказы, за пример несгибаемого духа. Мы всегда будем помнить о тебе и перелистывать страницы истории твоей жизни для самосовершенствования!

Степан ДАВИДЕНКО, ученик Игоревской средней школы

Прадедушка Степана — Николай Гаврилович Блесков прошел всю войну. В свое время Владимир Николаевич Блесков, работавший тогда в Игоревской средней школе, создал памятник отцу, ставший не только символом сыновней любви, но и уважения всем солдатам, прошедшим Великую Отечественную войну. В нынешнем юбилейном году Владимир Николаевич отреставрировал памятник у школы.

Правнук Николая Гавриловича Блескова — Егор Давиденко посвятил стихотворение.

БЛЕСКОВУ НИКОЛАЮ ГАВРИЛОВИЧУ

В своих стихах хочу увековечить память деда,
Который, не жалея живота,
Дорогу протоптал к Победе
И память о себе оставил на века!
Деревня за деревней, град за градом,
Он бил фашистов с криками «Ура!»
Дорога на Берлин казалась адом,
И даже в кратких снах была она.
Калининград, и Прага, и Варшава …
Он пол Европы с гордостью прошел.
Медаль «За доблесть», орден «Славы» …
Сквозь боль и кровь, и стоны, и пожары
Он до Рейхстага, до Германии дошел.
Простой солдат, медали, ордена и планки,
Он Родину и честь свою не уронил.
Мой дед! Твой подвиг мы — твои потомки —
В сердцах и вечной памяти храним!

Егор ДАВИДЕНКО

Вам также может понравиться...