Каждый район богат людьми неординарными и многосторонними, у которых есть разнообразные, порой небезопасные и экстремальные увлечения.
Сергей Ефременков работает линейным обходчиком в Холм-Жирковском ЛПУМГ. Вот уже, как говорится, человек на своем месте: знает свой участок «от и до»! А помимо этого он большой любитель леса — и охотник, и грибник. Одним словом, лес — его стихия! Ведет и ютуб-канал про своих собак — лаек, охоту, рыбалку и лес.
Но есть у него одно хобби, которое заставляет волноваться и переживать всю его большую семью. Сергей — трофи-рейдер.
— Сергей, что же такое трофи-рейд?
— Это соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных автомобилях (внедорожниках), специальных внедорожных мотоциклах, квадроциклах.
— Получается, «танки грязи не боятся» — это про тебя?
Улыбается:
— И про меня тоже!
— Сергей, а как все начиналось? Что тебя привело в этот вид спорта?
— Лет пять назад к главе нашего поселения обратились руководители клуба «Велес 4х4» с вопросом — «Кто может показать интересные места для прокладки трассы к соревнованиям?» Глава отправил их ко мне, с того момента и началось мое увлечение трофи-рейдами.
— Ты сейчас входишь в какой-нибудь клуб?
— Да, я являюсь членом клуба «Велес 4х4».
— Расскажи, как проходят соревнования? Сколько они длятся?
— Соревнования обычно проходят два дня. В основном в пятницу происходит заезд участников в лагерь. В субботу с утра — регистрация участников, далее следует техкомиссия, на которой проводят осмотр автомобилей на предмет их соответствия техническому регламенту. Только потом старт, и участники отправляются на трассу по выданным каждому участнику координатам GPS. Там указаны специальные точки, на фоне которых надо сделать фото. Вечером после финиша судьи по снимкам подсчитывают количество баллов, набранных тем или иным экипажем, затем в лагере обычно проходят неформальное общение между участниками и дискотека. В воскресенье победителей ждет награждение, и участники разъезжаются по домам.
— Сергей, а ты являешься членом какого-либо экипажа?
— Я не член экипажа. Я каждый год вместе с руководителями клуба подготавливаю трассу для соревнований, ищу и подсказываю интересные места, где побольше грязи. Так как трассу знаю наизусть, участвовать как член экипажа было бы нечестно.
— Кажется, мы вычислили главного «зачинщика» «грязевых ванн»?
— Чистый внедорожник — это позор хозяину!
— Сколько длится сезон, когда начинают преодолевать приготовленные тобой трассы?
— Джипперский сезон длится с момента появления первой грязи и до появления первых морозков. Как только сошел снег и немного потеплело, собираемся и просто делаем открытие сезона. Осенью сезон закрываем. На эти мероприятия едут все желающие, там мы просто катаемся, общаемся, многие приезжают семьями.
— Если надумаю стать трофи-рейдером, для меня будет трасса «повышенной проходимости» как для новичка?
— Трассы все и всегда стараемся делать сложными, труднопроходимыми, плюс специально устраивали зрительские коридоры в таких местах, чтобы спортсменам было максимально сложно (глубокие места, триал в карьере), а у зрителей была возможность добраться до этих мест.
— А если происходит какое-либо чрезвычайное происшествие, например, машина застряла на трассе?
— Если техника застревает на трассе, есть специальные джипперские приспособления, например, реечный домкрат — он же хайджек, сентраки — это специальные трапики, которые подкладываются под колеса, чтобы автомобиль не тонул, а также электролебедка.
— Так чем же тебя влекут гонки по бездорожью?
— В этих гонках помимо того, что можно проверить возможности своего автомобиля, также можно узнать, на что способен сам не только как водитель, но и свои физические возможности, умение пользоваться навигацией. А еще получить навыки ремонта автомобиля в полевых условиях. Кроме того, это возможность пообщаться с людьми, объединенными одной целью.
— И последний вопрос. Как же поживают твои красавицы-лайки?
— Лайки чувствуют себя прекрасно, беру их не только на охоту, но и в обход, чтобы не было скучно.
— Спасибо за беседу. Удачи во всех твоих увлечениях!
Анна ФЕДОРОВА
Фото из личного архива Сергея Ефременкова