В прошлом номере газеты мы опубликовали заметку Галины Васильевны Никулиной о передаче в дар церкви Ахтырской иконы Божией Матери в Пигулине трех икон. Они приобретены Сообществом родственников 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения специально для пигулинского храма. Думается, слово «приобретены» не совсем отражают суть.
Несколько лет назад на стене одного из приделов церкви были установлены для поминовения доски с более чем 1800 именами погибших ополченцев. Всего же в Вяземском котле, на территории Холм-Жирковского района погибли несколько тысяч ополченцев – «невоенных военных» только одной, тринадцатой, дивизии московского ополчения. Все они: «Без вести пропавшие…» Сообществом родственников ополченцев делается все возможное, а подчас и невозможное, чтобы отвоевать у вечности их имена, проследить их судьбы. Помните, у В.Высоцкого: «Здесь нет ни одной персональной судьбы – Все судьбы в единую слиты».
Плиты в храме, именные деревья в холмжирковском Парке Победы – это тоже возможность иметь персональную судьбу. Поэтому так внимательно относятся внуки, правнуки ополченцев к каждой возможности побывать в Холм-Жирковском районе.
Первой подаренной в пигулинскую церковь стала икона Одигитрия «Вяземская Ратная». Ее история сама по себе захватывающая. Написание образа Богородицы «Одигитрия» благословил насельник Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Михаил (Балаев) 1925-2009, участник Великой Отечественной войны. В сентябре-октябре 1941 году шли бои за каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Богородицком, который переходил из рук в руки более семи раз. Позже один из сослуживцев отца Михаила, находясь на Ржевском рубеже, рассказал ему о чудесном событии, произошедшем 11 октября во второй половине дня. Когда уже наступали сумерки, была дана команда на прорыв. Несколько воинов увидели женщину в темной накидке с ребенком на руках, идущей через болото по тропинке к речке Курьяновке. Многие побежали за ней, думая, что это местная жительница, знающая правильную дорогу. Через какое-то время воины потеряли ее из виду, осознав, что они преодолели линию неприятельского огня. Впоследствии, обсуждая это событие, его очевидцы уверовали, что сама Божия Матерь спасла их от гибели. На иконе Пресвятая Богородица «Одигитрия» изображена с Богомладенцем на руке, стоящей в рост на облаке. Под ней между символических холмов текут две реки – земная и небесная. Одна из тысяч воинов, мучеников, павших за Отечество. Они изображены без головных уборов, в гимнастерках, в плащ-палатках, с крестами в руках. Вторая река, справа от них – уносящая души погибших на небо. «Вяземская ратная» — это один из первых образов в новейшей истории Церкви, на котором воины-красноармейцы написаны, как мученики (по образу Сорока мучеников Севастийских), положившие свои жизни «за други своя», Народ и Отечество. Оригинальная икона находится в Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре во Всеволодкино, что в Вяземском районе, а специально для церкви в Пигулине внучка ополченца Тамара Субботина написала список.
Три нынешние иконы появились в храме благодаря внуку ополченца Андрею Зубанову. Образ Спаса Нерукотворного подарили сотрудники мастерской «Православная икона» безвозмездно. Размер образа 90х70 см. Настоятель церкви Ахтырской иконы Божией Матери иерей Андрей Константинов заметил, что образ будет установлен над входом в храм. Икона святого преподобного Серафима Вырицкого. Её размер — 120х 60 см. Андрей Валерьевич Зубанов «кинул» клич по родственникам ополченцев, их знакомым, друзьям — и деньги на иконы, киоты были собраны всем миром. Как написал сам Андрей на своей страничке в интернете: «Дорогие друзья, коллеги по сообществу, отцы, матери, братья и сестры…! Поклон и огромное всем спасибо за поддержку и помощь в деле написания икон для храма Ахтырской иконы Божьей Матери в селе Пигулино Смоленской области! Иконы готовы. Наше сообщество собрало более половины необходимых средств. Вторую часть тоже собирали миром».
Отец Андрей Константинов освятил иконы, а затем отслужил панихиду по всем воинам.
Церковь в Пигулине – тоже «участница» Великой Отечественной войны, «труженица тыла». Службы в церкви начались в октябре 1941 года (по другим сведениям – весной 1942 года). Священник Петр Васильевич Вишневский поддерживал, помогал людям в оккупации, а после нее все силы направил на помощь фронту. Батюшка и прихожане собирали деньги, продукты питания, передавая все собранное в фонд Обороны. За один 1944 года было собрано свыше 80 тысяч рублей. Петр Вишневский был награжден в 1945 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.» Умер он в 1956 году, похоронен на кладбище в Пигулине.
Матушка Светлана рассказала такую историю: «Очень хотелось иметь фотографию батюшки Петра Вишневского. Мы ходили с «Бессмертным полком», несли просто табличку. Хотелось увидеть, как он выглядел. Молюсь Богородице: «Матушка, Богородица, помоги». После Дня Победы приезжает к нам женщина и передает фотографию батюшки. Теперь у нас в храме есть уже две фотографии Петра Вишневского».
Галина ЦВЕТКОВА