В календаре немало трагических дат, связанных с войнами. Одна из них все же стоит особняком.
11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, который установлен в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.
Считается, что через фашистские концлагеря прошло более 18 миллионов человек. Из них погибло более 11 миллионов. И каждый пятый из них был ребенком.
Конечно, время неумолимо. Слишком мало остается в живых тех, кто испытал на себе невзгоды и лишения военных лет.

Тамара Егоровна Соколова родилась в деревне Девятое, что в трех километрах от Батурина. Большая крестьянская семья – шесть деток, мать с отцом. Тамара родилась в 37-м. Хоть и мало ей лет было, но первые яркие воспоминания, связанные с войной, оказались трагическими, и до сих пор больно ранят – до слез. В их доме поселился с десяток фашистов. Большинство на детей внимания не обращало, да и те лишний раз старались на глаза не попадаться. Но один из немцев придумал «забаву» – выстраивал детей у стенки, направлял на них оружие: «Пук-пук-пук!». А сам смеялся. Только малышам и маме было не до смеха.
Еще одно воспоминание – скорбный путь вместе с другими деревенскими жителями под фашистским конвоем. Когда их выгнали – деревню стали жечь. Шли долго. Мама оберегала каждого ребенка, защищала, приговаривала: «Только не падайте!»
– И мы шли: как цыплята за наседкой. Не помню где, увидели плачущего ребенка. Женщины говорят матери: «Мария, возьми мальчика, у тебя детей много, немцы и не заметят, что стало больше». Мама взяла его с собой. Так он с нами и рос. Мы очень хорошо общались всю жизнь. Он жил в Риге.
Так дошли до Белоруссии, думали, что их путь здесь и окончится. Но их погнали дальше – в Латвию. Здесь распределили по хозяевам.
– Старшего брата, которому было 11 лет, отправили в другую деревню, а мы все вместе были у хозяина, у него было большое хозяйство – огороды, пасека. Мама работала с утра до ночи, малышне тоже дела находились – и огород пололи, и за скотом смотрели. Мама постоянно узнавала, как там старший брат, если была возможность, ходила в деревню, где он жил вместе с другими такими же ребятами. Однажды пришла, а никого нет – всех вывезли. Это было таким ударом для нее. Когда наши войска освободили Латвию, мы вернулись домой в деревню. К счастью, наш дом не сгорел. Мама стала сразу же писать обращения с просьбой прояснить судьбу брата. Куда только ни писала. Ответ всегда отрицательный – нет никаких сведений. Мама к гадалкам ходила, те отвечают – жив. Так и оказалось.
Его вместе с другими подростками вывезли в Германию. Он оказался у хозяина, который к нему очень хорошо относился, он даже в немецкую школу стал ходить. Но все-таки, очевидно, судьба семьи не давала ему покоя. Он познакомился в Германии с русским парнем, попросил его написать письмо на родину. Вернулся в СССР, прошел проверку. Немецкий знал в совершенстве. При необходимости – работал переводчиком. Он уже умер. К сожалению, из нашей большой семьи остались в живых только брат да я.
Тамара Егоровна долгие годы жила в Ленинграде-Петербурге, всегда вспоминая деревню.
– Мама приучила нас к труду, любить землю. Однажды мне брат сказал: «Хватит тебе в городе жить, возвращайся на землю». Вот и решилась на переезд. Живу в поселке уже двадцать лет. В родные места езжу разве только на кладбище. Горько смотреть, что от деревни ничего не осталось, все поросло бурьяном. Очень люблю в огороде ковыряться. Хотя понимаю, что возраст уже солидный и рано или поздно придется уезжать вновь в город, к детям.
Тамаре Егоровне Соколовой была вручена памятная медаль «80 лет Победы». Это произошло во время празднования Дня освобождения района от фашистских захватчиков. А недавно в гостях побывали председатель окружного Совета ветеранов Вячеслав Шарофович Одинаев и секретарь Совета Нина Сергеевна Андреева.
Маша Катина